СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на Проблемном семинаре

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы " .

Тема достаточно актуальная , учитывая низкую мотивацию современных школьников к чтению .Надеюсь , что данное выступление поможет коллегам в формировании интереса к чтению и выработке умения читать и анализировать прочитанное .

Просмотр содержимого документа
«Выступление на Проблемном семинаре»

«Приемы   работы с текстом по формированию  читательской грамотности на уроках русского  языка и литературы» Учитель русского языка и литературы Мальсургенова Ф.Ф..

«Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы

Мальсургенова Ф.Ф..

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»  В.А.Сухомлинский

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»

В.А.Сухомлинский

Введение

  • Многие школьники читают написанное, произносят буквы, слоги, слова. Но читать вдумчиво,
  • осознанно, получая из текста информацию, - могут далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать
  • грамотно» - это не одно и тоже.
  • Если посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения
  • вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации.
  • Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.
  • Что такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень
  • овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской
  • педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли
  • участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA.
  • Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а
  • способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит
  • из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка
  • и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к
  • обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о
  • содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Работа по формированию читательской грамотности Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы. Поэтому в работе над формированием читательской компетенции учитель- словесник применяет разные способы для достижения цели .Используя разные способы чтения , учитель помогает обучающимся сформировать умение правильно и грамотно читать и понимать прочитанное .

Работа по формированию читательской грамотности

  • Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и
  • умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.
  • Поэтому в работе над формированием читательской компетенции учитель- словесник применяет разные способы для достижения цели .Используя разные способы чтения , учитель помогает обучающимся сформировать умение правильно и грамотно читать и понимать прочитанное .

Актуальные виды чтения:

  • Смысловое чтение . Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое
  • целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
  • Выделяют три этапа стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
  • 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
  • 2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
  • 3. Работа с текстом: оценка информации
  • Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль
  • играет использование инновационных педагогических технологий. Преимуществами инновационных
  • педагогических технологий в том, что они позволяют учащимся на собственно м опыте осознать и
  • обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей
  • среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; помогают
  • участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого
  • группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои
  • действия при решении проблемы; учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи
  • прямого опыта.
Приемы и технологии графической переработки текста.  Рассмотрим приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы. Итак, начнём с приемов и технологий графической переработки текста.  Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА». Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его. Например ,

Приемы и технологии графической переработки текста.

  • Рассмотрим приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы.
  • Итак, начнём с приемов и технологий графической переработки текста.
  • Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА». Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
  • Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его. Например ,
Такой кластер мы составляем , разбираясь в идеалогической , тематической и проблематической структуре романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание «. Ни для кого не секрет , что читать Достоевского «не из-под палки» – занятие не из самых легких , а вот когда обучающемуся предоставляется такой « расклад» , его легче заинтересовать в сложном произведении. Да и образ главного героя романа становится более прозрачным и понятным
  • Такой кластер мы составляем , разбираясь в идеалогической , тематической и проблематической структуре романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание «. Ни для кого не секрет , что читать Достоевского «не из-под палки» – занятие не из самых легких , а вот когда обучающемуся предоставляется такой « расклад» , его легче заинтересовать в сложном произведении. Да и образ главного героя романа становится более прозрачным и понятным
   Прием «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Данный метод можно использовать на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель. Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

  Прием «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»

  • известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Данный метод можно использовать на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
  • Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Литература в 9 классе «А.С. Пушкин. Слово о поэте».  Изучая биографию писателя, запомнить все даты и события сложно. Поэтому для запоминания информации можно использовать логическую цепочку, зафиксировав важные моменты: А. С. Пушкина: Москва(1799) — Царскосельский лицей (1813) —

Литература в 9 классе «А.С. Пушкин. Слово о поэте».

  • Изучая биографию писателя, запомнить все даты и события сложно. Поэтому для запоминания информации можно использовать логическую цепочку, зафиксировав важные моменты:
  • А. С. Пушкина: Москва(1799) — Царскосельский лицей (1813) — "Старик Державин нас заметил…" (1815) — Петербург (служба в Коллегии иностранных дел, 1817), «Вольность» (1817), «Деревня» (1819) – южная ссылка (1820),«Кавказский пленник», «Братья-разбойники»,
  • «Бахчисарайский фонтан»,«Цыганы» (1821 – 1823) - Ссылка в Михайловское (1824) —Встреча с
  • Николаем Первым (1826) – Поэма «Полтава» (1828) – Путешествие на Кавказ (1829 – Предложение
  • Н.Н. Гончаровой (1830) – Болдинская осень (1830) ,«Повести покойного Ивана Петровича
  • Белкина», «маленькие трагедии»,«Сказка о попе и о работнике его Балде», «История села Горюхина», около 30 стихотворений – царь пожаловал придворное звание камер-юнкера (1833) – дуэль с Дантесом
  • (1837)
  • Для закрепления материала попросить составить логическую цепочку, содержащую события в хронологической последовательности.
Приём «МАРКИРОВКА» («ИНСЕРТ») . В приёме задействованы специальными значки, с помощью которых дети проводят работу с текстом: «V» - информация мне была известна; «+» - узнал что-то новое, материал является интересным; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше. Прием можно использовать на уроках литературы при знакомстве с биографией писателя, например. А также на уроках русского языка. Работа учебным текстом. Какая информация из текста вам была известна? Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам была знакома. Что нового вы узнали из текста? Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам не была знакома. Составьте и запишите своё предложения к пункту 5.

Приём «МАРКИРОВКА» («ИНСЕРТ») .

  • В приёме задействованы специальными значки, с помощью которых дети проводят работу с текстом:
  • «V» - информация мне была известна; «+» - узнал что-то новое, материал является интересным;
  • «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.
  • Прием можно использовать на уроках литературы при знакомстве с биографией писателя, например. А также на уроках русского языка.
  • Работа учебным текстом.
  • Какая информация из текста вам была известна?
  • Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам была знакома.
  • Что нового вы узнали из текста?
  • Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам не была знакома.
  • Составьте и запишите своё предложения к пункту 5.
Прием «ЛОВИ ОШИБКУ»  очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические. Преимущества приема «Лови ошибку»: универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам; приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся; развивает аналитические способности; предоставляет поле для практического применения полученных знаний; заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов; воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала. Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов. Данный прием активизирует внимание обучающихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию.

Прием «ЛОВИ ОШИБКУ»

  • очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические. Преимущества приема «Лови ошибку»:
  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
  • Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
  • Данный прием активизирует внимание обучающихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию.

Приём «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

  • Материалом для использования приема служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные границы: по одну сторону - известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Данный прием содержит все стадии технологии критического мышления:
  • I стадия - вызов . На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе учащиеся должны предположить о чем будет текст.
  • IIстадия - осмысление . Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
  • III стадия - рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, творческие работы.
  • Использую этот приём на уроках литературы при изучении рассказав: А.П. Чехов «Тоска» (9 класс), Л.Н. Толстой «После бала» (8 класс), Е.И. Носов «Живое пламя» (7 класс)
Прием «МОЗАИКА», «РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. Или предлагается расположить предложения так, чтобы получился текст. Урок в 5 классе по теме «основная мысль текста». Задание: Восстановите текст, исходя из признаков, характерных для него. Дайте ему название.  1. Но, несмотря на военные действия, учился я с огромным желанием, любил школу, своих друзей. 2. Я начал учиться в деревне. 3. Проблем с успеваемостью у меня не было, но вот в младших классах часто получал тройку по поведению. 4. Время было нелёгкое, в школе не хватало учебников – ведь шла война. 5. Сейчас я очень жалею об этом.

Прием «МОЗАИКА», «РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА»

  • Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
  • Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
  • Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
  • Или предлагается расположить предложения так, чтобы получился текст. Урок в 5 классе по теме «основная мысль текста». Задание: Восстановите текст, исходя из признаков, характерных для него. Дайте ему название.
  • 1. Но, несмотря на военные действия, учился я с огромным желанием, любил школу, своих друзей. 2. Я начал учиться в деревне. 3. Проблем с успеваемостью у меня не было, но вот в младших классах часто получал тройку по поведению. 4. Время было нелёгкое, в школе не хватало учебников – ведь шла война. 5. Сейчас я очень жалею об этом.
Приём « ПИСЬМО С ДЫРКАМИ » или « РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТА» .    Одним из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является также приём « ПИСЬМО С ДЫРКАМИ » или « РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТА» . Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Например, после изучения раздела «Имя прилагательное» в 6 классе можно предложить ребятам восстановить пропуски в тексте. Имя прилагательное — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------------------------,  отвечающая на вопросы ---------------------------------------------------------------------------- . Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------ Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ---------------------------------- , В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ------------------------ По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ---------

Приём « ПИСЬМО С ДЫРКАМИ » или « РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТА» .

  •  
  • Одним из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является также приём « ПИСЬМО С ДЫРКАМИ » или « РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТА» . Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
  • Например, после изучения раздела «Имя прилагательное» в 6 классе можно предложить ребятам восстановить пропуски в тексте.
  • Имя прилагательное — знаменательная часть речи,
  • обозначающая ------------------------------------, отвечающая на вопросы ---------------------------------------------------------------------------- .
  • Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------
  • Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ---------------------------------- ,
  • В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ------------------------ По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ---------
Приём «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»   Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:  умение формулировать вопросы;  умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Прием очень эффективен при работе с текстом.

Приём «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»

  • Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
  • Стратегия позволяет формировать:  умение формулировать вопросы;  умение соотносить понятия.
  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
  • Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
  • После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Прием очень эффективен при работе с текстом.

Приём « Фишбоун»

  • лово  «Фишбоун»  дословно переводится как  «рыбная кость»
  • Схема, или диаграмма,  «Фишбоун»  придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
  • В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом  «фишбоун»  может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.   «Фишбоун»  – это мини – исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
  • согласование и координация личной деятельности с другими  участниками при совместной работе
Заключение . Выводы . Работа по формированию читательской грамотности является обязательной. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы: О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы? Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.

Заключение . Выводы .

  • Работа по формированию читательской грамотности является обязательной. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:
  • О чем рассказывает данный текст?
  • Каких тем касается автор?
  • Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
  • Зачем автор написал текст?
  • Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
  • Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.