В последнее десятилетие развитие науки и технический прогресс явно опережает уровень подготовки молодых специалистов физико-химических профессий. Наша страна нуждается в «физиках» и «химиках», именно специалисты профессий, основанных на данных науках, востребованы на современном рынке труда.
Школьная программа, по которой дети в нашей стране получают среднее образование, содержит такие сложные предметы, как физика и химия лишь в старших классах. Так физика традиционно появляется в расписании с 7 класса, а химия и того позже – лишь с 8-го… Преподаватели этих дисциплин говорят о пагубности столь позднего знакомства детей с данными науками. Лишь малое число из старшеклассников готовы с увлечением постигать «физико-химические» премудрости в школе, а причина этого кроется в возрасте учеников.
Есть мнение, что азы химии и физики гораздо охотнее детский мозг будет воспринимать в период, когда сознание еще готово с жадностью впитывать необычную информацию. Поэтому педагоги технических колледжей и гимназий с физико-химическим уклоном высказываются за внедрение пропедевтики этих предметов уже в начальной школе. Такое введение в химию и физику, проводимое в интересной и понятной ребенку форме, поможет приготовить ученика к положительному восприятию предмета в старших классах.
Ученикам в начальной школе интересны уроки, в ходе которых учитель демонстрирует несложные химические опыты или экспериментально доказывает справедливость физических законов.
В итоге интерес ребенка к познанию сложных материй вырастет, и в будущем ему легче будет учить эти предметы.
Представление об окружающей действительности приходят к детям самыми разнообразными путями. Чем бы ребенок ни занимался, в его занятиях обязательно есть познавательная сторона: он непременно что-либо узнает о тех предметах, с которыми действует. Ребенок приходит в школу с весьма широким кругом сведений. Но знания эти отрывочны, не систематизированы, т.к. ребенок встречается с этими явлениями не в логике науки, а в логике своей жизни. Познавательная активность детей очень высокая. Естественнонаучные учебные предметы развивают эрудицию ребенка, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.
Почему же в дальнейшем обучении интерес к естествознанию, особенно к химии, резко снижается?
Классический подход в организации обучении химии основывается на том, что учащиеся должны сначала овладеть прочным запасом базовых знаний - основными химическими понятиями, законами, фактами, которые рассматриваются на первом году изучения химии в средней школе. Содержание учебного предмета химии, как правило, содержит большой объем теоретического материала, сложного для понимания учащихся.
Результат–химия один из самых нелюбимых и сложных предметов в школе.
Другой подход предлагает эффективно интегрировать химические знания в содержание образования начальной школы.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Рассмотрим тематику уроков по формированию начальных знаний по химии через курс окружающего мира в различных учебно-методических комплектах.
УМК «Школа России». Автор: А.А.Плешаков
1 класс.
Раздел «Как, откуда и куда? Вода. Состояния воды.
Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
2 класс
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Вода. Свойства воды.
3 класс
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Почва, ее состав.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра
4 класс: есть астрономия, история, экология, много географии, физики и химии нет.
УМК «Перспектива» Авторы: А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая
1 класс
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав.
2 класс -
3 класс -
Радость познания
Из чего состоит все (практическая работа)
Невидимое сокровище ( воздух и его свойства)
Самое главное вещество. Свойства воды. Круговорот воды в природе (практическая работа)
Кладовые Земли (полезные ископаемые)
Кладовые Земли ( состав почвы)
4 класс -
УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
1 класс
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое) на основе наблюдений и опытных исследований.
2 класс
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
3 класс
Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе.
Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха.
Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок).
Почва. Образование почвы и ее состав
4 класс -
УМК «Школа 2100» Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,
А.С. Раутиан, С.В. Тырин
1 класс
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосуда; легко сжимается)
Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха; принимает форму любого сосуда); состояния воды. Круговорот воды в природе.
2 класс
Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Цвет воздуха
3 класс
Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
4 класс
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость).
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов.
В результате изучения
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Как мы видим, тематика учебного материала, дающего элементарные химические знания, в различных УМК практически одинаковое.
Можно отметить, что в УМК «Школа 2100», (Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,А.С. Раутиан, С.В. Тырин) эти знания даются не только с усложнением по годам, но и не прерываются на протяжении четырёх лет обучения, а наоборот расширяются.
Такой объём начальных химических знаний в рамках интегративного курса «Окружающий мир» целесообразен, достаточен и отвечает требованиям ФГОС, но не решает проблемы пропедевтики предмета и не учитывает с достаточной глубиной индивидуальных потребностей обучающихся, не удовлетворяет их познавательного интереса. Поэтому разработаны специализированные пропедевтические курсы по химии для детей. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Учитывая эту особенность учащихся младшего школьного возраста, программы предусматривают большое количество демонстрационного эксперимента. В ходе обучения пропедевтическому курсу химии учитель практически на каждом уроке на разных его этапах демонстрирует различные опыты, преследуя следующие цели:
активизация познавательной деятельности учащихся
попытка сделать свое объяснение более понятным, доказательным,
наглядным
воздействие на эмоциональную сферу ребенка с целью ее развития
знакомство с методами познания науки, приемами обращения с реактивами,
оборудованием, нагревательными приборами
обучение технике безопасности при работе на уроках химии
Организация в школе таких пропедевтических курсов имеет определённые сложности:
должен быть оснащённый кабинет
курс должен вести учитель химии
Поэтому администрации школы нужно будет позаботиться об организации лабораторий и специализированных классов, где для детей младших классов можно проводить факультативные пропедевтические курсы по химии и физике.
Конечно, не стоит заставлять первоклашек писать уравнения окислительно-восстановительных реакций или рассчитывать мольные проценты, это не главное, это можно потом. Важнее вовлечь малышей в разноплановую предметную деятельность, наполненную таким эмоциональным содержанием, чтобы взрастить в их душах чувство вещества, то есть ощущение связи свойств вещества с его составом и строением; «включить» способность детей к абстрактному мышлению, интуиции и анализу; «напитать» их образной химической информацией; «голографировать» в сознании детей чувственную связь с жизнью и мудростью мира природы, чтобы вызвать духовный отклик и дать импульс к дальнейшему личностному развитию. Эти и подобные им идеи воплощены в системе работы по программам развивающих курсов.
Данные пропедевтические курсы по химии можно реализовывать через компонент внеурочной деятельности.
С развивающими программами, факультативными пропедевтическими курсами и даже профильными интернет - школами можно познакомиться и изучить в интернет-сети, в печатных источниках:
Нестерова Людмила Николаевна. Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов. Диссертация. Москва, 1999 -79с.
Загорский В.В. Воспитать ученого. – М.: OIMRU, 2000 – 45 с.
Инновационные образовательные программы в области химии: Химический факультет / Под ред. академика РАН В.В. Лунина. М.: Изд-во МГУ, 2007. – 200 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 831 с.
«Основы химии»: программа развивающего курса для начальной школы/ С.В. Пашкевич, УрФУ, лицей № 130, 2011. 28 с. и т.д.
Таким образом, пропедевтическая работа по обучению химии в начальной школе реализуется через изучение интегрированного курса «Окружающий мир» в различных учебно-методических комплектах и внеурочную деятельность при внедрении развивающих курсов.
4-6 класс, то есть 10-12летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, - вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал, выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения (условно-педагогическим кризисом). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой «извне». Подробнее о этих аспектах расскажет в своём выступлении педагог – психолог. Преемственность в изучении естествознания в среднем звене реализуется через курс «Биология». Что же становится связующим звеном? Конечно, методы исследования объектов природы.
Общность методов исследования живой и неживой природы:
1. Наблюдение (позволяет выявить и описать объекты и явления).
2. Сравнение (выявляет сходства и различия в строении и функционировании объектов). На принципах сравнения построена систематизация живых и неживых объектов.
3. Экспериментальный метод (позволяет целенаправленно создавать условия, в которых свойства объекта исследования выявляются в интересующем аспекте). Эксперимент дает возможность эффективно вскрывать сущность явлений.
4. Моделирование (позволяет предсказать поведение систем в тех или иных условиях).
В предметный курс входят практические и исследовательские работы. Например, изучение строения растительной клетки, изучение химического состава клетки, изучение строения листа сфагнума и другие.
За время обучения курса «Биология» в 5-6 классе младшие подростки достигают следующих метапредметных результатов:
овладевают умениями учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий
владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач
обладает достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем
На данном этапе обучения за счёт внеурочной деятельности также возможна организация развивающих курсов, которые объединяют изучение биологии, физики и химии, интегрируют естественно-научные знания, таким образом удовлетворяют познавательную активность обучающихся.
Список литературы
Программа «Окружающий мир» Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,
А.С. Раутиан, С.В. Тырин
Программа «Окружающий мир» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
Программа «Окружающий мир» А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая
https://sites.google.com/site/pervoklasshimia/#__utmzi__1__=1
http://www.klass39.ru/ximiya-i-fiziku-nuzhno-nachinat-izuchat-v-nachalnyx-klassax/
http://www.academia.edu
http://school9rt.ucoz.ru
http://www.teacherjournal.ru