СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на стажировочной площадке для слушателей курсов ОГБУ ДПО "Курский Институт Развития Образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пропедевтика курса химии на уроках окружающего мира в различных УМК начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на стажировочной площадке для слушателей курсов ОГБУ ДПО "Курский Институт Развития Образования"»

В последнее десятилетие развитие науки и технический прогресс явно опережает уровень подготовки молодых специалистов физико-химических профессий. Наша страна нуждается в «физиках» и «химиках», именно специалисты профессий, основанных на данных науках, востребованы на современном рынке труда.

Школьная программа, по которой дети в нашей стране получают среднее образование, содержит такие сложные предметы, как физика и химия лишь в старших классах. Так физика традиционно появляется в расписании с 7 класса, а химия и того позже – лишь с 8-го… Преподаватели этих дисциплин говорят о пагубности столь позднего знакомства детей с данными науками. Лишь малое число из старшеклассников готовы с увлечением постигать «физико-химические» премудрости в школе, а причина этого кроется в возрасте учеников.

Есть мнение, что азы химии и физики гораздо охотнее детский мозг будет воспринимать в период, когда сознание еще готово с жадностью впитывать необычную информацию. Поэтому педагоги технических колледжей и гимназий с физико-химическим уклоном высказываются за внедрение пропедевтики этих предметов уже в начальной школе. Такое введение в химию и физику, проводимое в интересной и понятной ребенку форме, поможет приготовить ученика к положительному восприятию предмета в старших классах.

Ученикам в начальной школе интересны уроки, в ходе которых учитель демонстрирует несложные химические опыты или экспериментально доказывает справедливость физических законов.

В итоге интерес ребенка к познанию сложных материй вырастет, и в будущем ему легче будет учить эти предметы.

Представление об окружающей действительности приходят к детям самыми разнообразными путями. Чем бы ребенок ни занимался, в его занятиях обязательно есть познавательная сторона: он непременно что-либо узнает о тех предметах, с которыми действует. Ребенок приходит в школу с весьма широким кругом сведений. Но знания эти отрывочны, не систематизированы, т.к. ребенок встречается с этими явлениями не в логике науки, а в логике своей жизни. Познавательная активность детей очень высокая. Естественнонаучные учебные предметы развивают эрудицию ребенка, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.

Почему же в дальнейшем обучении интерес к естествознанию, особенно к химии, резко снижается?

Классический подход в организации обучении химии основывается на том, что учащиеся должны сначала овладеть прочным запасом базовых знаний - основными химическими понятиями, законами, фактами, которые рассматриваются на первом году изучения химии в средней школе. Содержание учебного предмета химии, как правило, содержит большой объем теоретического материала, сложного для понимания учащихся.

Результат–химия один из самых нелюбимых и сложных предметов в школе.

Другой подход предлагает эффективно интегрировать химические знания в содержание образования начальной школы.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Рассмотрим тематику уроков по формированию начальных знаний по химии через курс окружающего мира в различных учебно-методических комплектах.

УМК «Школа России». Автор: А.А.Плешаков

1 класс.

Раздел «Как, откуда и куда? Вода. Состояния воды.

Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

2 класс

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Вода. Свойства воды.

3 класс

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Почва, ее состав.

Практические работы: обнаружение крахмала в продук­тах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра

4 класс: есть астрономия, история, экология, много географии, физики и химии нет.

УМК «Перспектива» Авторы: А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая

1 класс

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав.

2 класс -

3 класс -
Радость познания

Из чего состоит все (практическая работа)

Невидимое сокровище ( воздух и его свойства)

Самое главное вещество. Свойства воды. Круговорот воды в природе (практическая работа)

Кладовые Земли (полезные ископаемые)

Кладовые Земли ( состав почвы)

4 класс -

УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова



1 класс

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое) на основе наблюдений и опытных исследований.

2 класс

Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

3 класс

Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе.

Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха.

Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок).

Почва. Образование почвы и ее состав

4 класс -

УМК «Школа 2100» Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,
А.С. Раутиан, С.В. Тырин

1 класс

Воздух - смесь газов. Свойства воз­духа (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосу­да; легко сжимается)

Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха; принимает форму любого сосуда); состояния воды. Круговорот во­ды в природе.

2 класс

Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Цвет воздуха

3 класс

Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

4 класс

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость).

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов.

В результате изучения

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Как мы видим, тематика учебного материала, дающего элементарные химические знания, в различных УМК практически одинаковое.

Можно отметить, что в УМК «Школа 2100», (Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,А.С. Раутиан, С.В. Тырин) эти знания даются не только с усложнением по годам, но и не прерываются на протяжении четырёх лет обучения, а наоборот расширяются.

Такой объём начальных химических знаний в рамках интегративного курса «Окружающий мир» целесообразен, достаточен и отвечает требованиям ФГОС, но не решает проблемы пропедевтики предмета и не учитывает с достаточной глубиной индивидуальных потребностей обучающихся, не удовлетворяет их познавательного интереса. Поэтому разработаны специализированные пропедевтические курсы по химии для детей. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Учитывая эту особенность учащихся младшего школьного возраста, программы предусматривают большое количество демонстрационного эксперимента. В ходе обучения пропедевтическому курсу химии учитель практически на каждом уроке на разных его этапах демонстрирует различные опыты, преследуя следующие цели:

  • активизация познавательной деятельности учащихся

  • попытка сделать свое объяснение более понятным, доказательным,

  • наглядным

  • воздействие на эмоциональную сферу ребенка с целью ее развития

  • знакомство с методами познания науки, приемами обращения с реактивами,

  • оборудованием, нагревательными приборами

  • обучение технике безопасности при работе на уроках химии

Организация в школе таких пропедевтических курсов имеет определённые сложности:

  • должен быть оснащённый кабинет

  • курс должен вести учитель химии

Поэтому администрации школы нужно будет позаботиться об организации лабораторий и специализированных классов, где для детей младших классов можно проводить факультативные пропедевтические курсы по химии и физике.

Конечно, не стоит заставлять первоклашек писать уравнения окислительно-восстановительных реакций или рассчитывать мольные проценты, это не главное, это можно потом. Важнее вовлечь малышей в разноплановую предметную деятельность, наполненную таким эмоциональным содержанием, чтобы взрастить в их душах чувство вещества, то есть ощущение связи свойств вещества с его составом и строением; «включить» способность детей к абстрактному мышлению, интуиции и анализу; «напитать» их образной химической информацией; «голографировать» в сознании детей чувственную связь с жизнью и мудростью мира природы, чтобы вызвать духовный отклик и дать импульс к дальнейшему личностному развитию. Эти и подобные им идеи воплощены в системе работы по программам развивающих курсов. 

Данные пропедевтические курсы по химии можно реализовывать через компонент внеурочной деятельности.

С развивающими программами, факультативными пропедевтическими курсами и даже профильными интернет - школами можно познакомиться и изучить в интернет-сети, в печатных источниках:

Нестерова Людмила Николаевна. Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов. Диссертация. Москва, 1999 -79с.

Загорский В.В. Воспитать ученого. – М.: OIMRU, 2000 – 45 с.

Инновационные образовательные программы в области химии: Химический факультет / Под ред. академика РАН В.В. Лунина. М.: Изд-во МГУ, 2007. – 200 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 831 с.

«Основы химии»: программа развивающего курса для начальной школы/ С.В. Пашкевич, УрФУ, лицей № 130, 2011. 28 с. и т.д.

Таким образом, пропедевтическая работа по обучению химии в начальной школе реализуется через изучение интегрированного курса «Окружающий мир» в различных учебно-методических комплектах и внеурочную деятельность при внедрении развивающих курсов.

   4-6 класс, то есть 10-12летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, - вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал, выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения (условно-педагогическим кризисом). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой «извне». Подробнее о этих аспектах расскажет в своём выступлении педагог – психолог. Преемственность в изучении естествознания в среднем звене реализуется через курс «Биология». Что же становится связующим звеном? Конечно, методы исследования объектов природы.

Общность методов исследования живой и неживой природы:

1. Наблюдение (позволяет выявить и описать объекты и явления).

2. Сравнение (выявляет сходства и различия в строении и функционировании объектов). На принципах сравнения построена систематизация живых и неживых объектов.

3. Экспериментальный метод (позволяет целенаправленно создавать условия, в которых свойства объекта    исследования   выявляются    в    интересующем    аспекте).    Эксперимент   дает    возможность эффективно вскрывать сущность явлений.

4. Моделирование (позволяет предсказать поведение систем в тех или иных условиях).

В предметный курс входят практические и исследовательские работы. Например, изучение строения растительной клетки, изучение химического состава клетки, изучение строения листа сфагнума и другие.

За время обучения курса «Биология» в 5-6 классе младшие подростки достигают следующих метапредметных результатов:

  • овладевают умениями учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий

  • владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач

  • обладает достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем

На данном этапе обучения за счёт внеурочной деятельности также возможна организация развивающих курсов, которые объединяют изучение биологии, физики и химии, интегрируют естественно-научные знания, таким образом удовлетворяют познавательную активность обучающихся.



Список литературы

Программа «Окружающий мир» Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,
А.С. Раутиан, С.В. Тырин

Программа «Окружающий мир» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова

Программа «Окружающий мир» А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая

https://sites.google.com/site/pervoklasshimia/#__utmzi__1__=1

http://www.klass39.ru/ximiya-i-fiziku-nuzhno-nachinat-izuchat-v-nachalnyx-klassax/

http://www.academia.edu

http://school9rt.ucoz.ru

http://www.teacherjournal.ru












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!