Урок математики (4 класс)
Тема: «Задача на встречное движение в противоположных направлениях».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: способствовать формированию умения решать задачи на встречное движение в противоположных направлениях.
Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: создавать условия для формирования умения ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий.
Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев, необходимых для сравнения и анализа.
Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.
Задачи предметные:
Способствовать формированию умения находить различные способы решения задач на встречное движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами.
Планируемые результаты для обучающихся:
Предметные:
Будут знать:
- понятие «скорость сближения», «встречное движение».
Будут уметь:
- будут уметь решать простые задачи на движение на основе заполненной таблицы;
- решать задачи на встречное движение;
- моделировать краткую запись задачи в форме графического чертежа на встречное и противоположное движение;
Личностные:
- будут выбирать способы решения задачи;
Метапредметные:
- уметь делить на группы величины и подводить под общее понятие: скорость, время, расстояние;
- уметь объяснять выбор способа решения задачи;
- выдвигать предположения к составлению чертежа на встречное движения;
- уметь сравнивать задачи на основе текста задачи: выявлять общее и различие и на основе анализа делать умозаключения;
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики. Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте друг другу успешной работы.
2. Этап актуализации знаний и умений
(На доске карточки с величинами и карточки-иллюстрации)
а) км, с, км/ч, см, сут, м, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм/с, дм, мм,
– На какие 3 группы можно разделить данные единицы измерения? (Единицы скорости, времени и длины).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ
-Ребята, у кого могут быть такие скорости?
- Где нам могут понадобиться знания о единицах длины, времени, скорости?
(Для решения задач на движение.)
Б) - Умеете ли вы решать простые задачи?
- Сейчас проверим.
- У вас на партах карточка «Задачи на движение». Возьмите этот лист. Краткую запись куда оформляете? (В таблицу)
Задачи на движение:
«Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?»
«Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?»
«Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?»
Проверяем
5х 4=20 (м)- преодолеет улитка
40:10=4 (м/мин)- скорость улитки
54:9= 6(ч) –пройдет верблюд
- Какие были у вас затруднения? Где допустили ошибку?
- Какие задачи научились решать? (простые задачи на движение одним способом)
3. Открытие новых знаний
- Прочитайте задачу с доски. Можно ли сказать, что это задача в одно действие?
- Докажите.
Выбор способа записи задачи
- обсуждение с целью сравнения краткой записи: таблицы и чертежа (выбор способа)
«одновременно»
«противоположное движение» (показать на практике)
4. Работа в группах
- Работа в группах. Задачу решаем на листке, делаем к задаче чертеж, решаем, пишем фломастером.
( работают 10 мин)
- Проверка работы. (слушают ребята друг друга)
СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ
- Чему вы учились?
- Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте 2 задачу. Что между ними общего?(скорость, время, расстояние нужно найти, числа одинаковые)
- Чем задачи отличаются? (расстояние друг от друга, расстояние между поселками , первая задача на противоположное движение из одной точки, а вторая – на встречное движение)
ПОКАЗ ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ
- К этой задаче можно сделать чертеж? Попробуйте нарисовать схему к задаче на листке, Работа в группах.
Проверка работы.
- Что изменилось в чертежах? (стрелки)
- Как вы думаете, способ решения задачи будет одинаков или разный?
- Готовы проверить?
Работа в группах
Проверка гипотезы
Делается вывод.
2 способ – СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ
- С какой задачей познакомились?
- Можете сказать тему урока? (Решение задач на встречное движение)
-Чему мы будем учиться на уроке? (учиться решать задачи на встречное движение)
- Чему вы учились?( решать задачу на встречное движение , моделировать её, применять правила нахождения скорости, времени, расстояния)
5..Первичное закрепление
- Откройте учебники на стр. 144, найдите чертеж к нашей теме.
- Какое задание можете предложить? (составить задачу по чертежу)
-Давайте проверим. Прочитайте задачу №2.
Рассмотрите решение Пети и Кати. Чем отличаются? (способом решения)
- Объясните решение каждого способа.
6. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
- Какую цель ставили на урок? Что узнали на уроке? Чему учились на уроке?
(учились решать задачи на противоположное движение, учились решать задачи на встречное движение, составлять схему( чертёж), учились читать чертеж и составлять по нему задачу)
- Кто уже сам сможет решить задачу на движение? Поднимите руку
- Для чего нам нужно научиться решать задачи на движение? (Не опаздывать, спланировать время путешествия, рассчитать скорость движения, избежать аварий и т. д.)
- Домашняя работа. Решить задачу на встречное движение по карточке в тетрадях. Составить чертеж и решить задачу.(1 или 2 способами)
км с км/ч см сут м ч мин м/мин км/c м/с дм
Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? | Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? |
Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? | Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? |
Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? | Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? |
Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? | Две медузы поплыли навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость одной медузы 50 м/ч, второй –55 м/ч. Какое расстояние было между медузами первоначально? |