Пояснительная записка
Программа «Задачи для любознательных» для обучающихся 5 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике. Курс рассчитан на 30 часов. Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Программа составлена с использованием программы курса по выбору «Математика на практике», опубликованной: http://dop.uchebalegko.ru.
Предлагаемый материал является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. Результаты итоговых контрольных работ и тестирования показали, что многие учащиеся испытывают трудности в применении полученных знания по предмету при решении практических задач, не вчитываются в условие, не всегда дают ответы на вопросы, поставленные в задаче. В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.
Цели:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
3. Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.
4. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.
Задачи программы:
1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
4.Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
5. Воспитать целеустремлённость и настойчивость при решении задач.
6. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
Основные формы и методы работы:
Лекции (Сообщение теоретического материала)
Семинары (Уроки интересных задач)
Разработка проектов
Защита проектов
Решение олимпиадных задач
Решение исследовательских задач
Решение расчётно-экспериментальных задач
Работа в группах
Работа в парах
Индивидуальная работа
Методические рекомендации:
Каждое занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и чёткие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся.
На каждом занятии решается комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения,
сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними,
создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Предполагаемый результат
Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1. Читать и понимать графики реальной зависимости;
2. Отвечать на вопросы практической направленности;
3. Составлять математические модели к задачам и работать с ними;
4. Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
5. Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция и т. д.);
6. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
УУД
Познавательные: владеть нестандартными методами решения задач, использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий, проводить анализ решения задачи.
Регулятивные: вносить коррективы в действия после их завершения на основе учёта сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Структура курса:
- тематический план
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Графики, диаграммы | 8 |
2. | Наглядная математика | 6 |
3. | Решение задач практического характера | 10 |
4. | Математика в нашей жизни | 6 |
| ИТОГО | 30 |
- содержание программы курса
1. Графики, диаграммы (8 часов)
Анализ данных. Виды графиков и диаграмм, диаграммы в различных сферах деятельности, работа с графиками и диаграммами.
2. Наглядная математика (6 часа)
В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни, различные способы решения практических задач, представленных таблицами.
3. Решение задач практического характера (10 часов)
Задачи на доли и части. Задачи на проценты. Банковские задачи. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта. Задачи на работу и производительность.
4. Математика в нашей жизни (6 часов)
Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая (объемная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанные с определением массовой (объемной) концентрацией вещества. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества. Решение сложных задач на смеси и сплавы. Задачи на относительное и круговое движение.
Требования к уровню подготовки выпускников
должны знать:
числа и вычисления;
алгебраические выражения;
уравнения и неравенства;
числовые последовательности;
функции;
координаты на прямой и плоскости;
геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин;
статистика и теория вероятностей.
Должны уметь:
выполнять вычисления и преобразования;
выполнять преобразования буквенных и числовых выражений;
решать уравнения, задачи на составление уравнений;
строить и читать графики функций;
выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами;
работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели;
владеть компетенциями:
познавательной; информационной; коммуникативной; рефлексивной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Календарно тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН) |
план | факт |
Графики, диаграммы (8 ч.) |
1(1) | | | Анализ данных | 1 | Уметь: анализировать данные с помощью диаграммы |
2(2) | | | Анализ данных | 1 |
3(3) | | | Виды диаграмм | 1 |
3(3) | | | Работа с диаграммами | 1 | Уметь: решать с помощью диаграмм |
4(4) | | | Работа с диаграммами | 1 |
5(5) | | | Виды графиков | 1 |
6(6) | | | Работа с графиками | 1 | Уметь: строить графики и читать их |
7(7) | | | Работа с графиками | 1 |
8(8) | | | Работа с графиками | 1 |
Наглядная математика ( 6 ч.) |
9(1) | | | Применение функций в жизни | 1 | Уметь: уметь приводить примеры функций в жизни |
10(2) | | | Применение функций в жизни | 1 |
11(3) | | | Работа с таблицами. | 1 | Уметь: работать с информацией в таблице |
12(4) | | | Работа с таблицами. | 1 |
13(5) | | | Решение практических задач, представленных таблицами | 1 | Уметь: решать задачи используя таблицы |
14(6) | | | Решение практических задач, представленных таблицами | 1 |
Решение задач практического характера (10 ч.) |
15(1) | | | Задачи на доли и части | 1 | Уметь: решать задачи на доли и части |
16(2) | | | Задачи на доли и части | 1 |
17(3) | | | Задачи на проценты. | 1 | Уметь: решать задачи на сложные проценты |
18(4) | | | Задачи на проценты | 1 |
19(5) | | | Задачи на выбор оптимального тарифа | 1 | Уметь: решать задачи на выбор оптимального тарифа и распродажами |
20(6) | | | Задачи, связанные с распродажами | 1 |
21(7) | | | Задачи на банковские кредиты | 1 | Уметь: решать задачи на банковские кредиты |
22(8) | | | Задачи на банковские кредиты | 1 |
23(9) | | | Задачи на работу и производительность. | 1 | Уметь: решать задачи на работу и производительность труда |
24(10) | | | Задачи на работу и производительность | 1 |
Математика в нашей жизни (6 ч.) |
25(1) | | | Решение задач, связанные с определением массовой концентрацией вещества | 1 | Уметь: решать задачи, связанные с определением процентного содержания вещества |
26(2) | | | Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества | 1 |
27(3) | | | Задачи на смеси, сплавы и растворы | 1 | Уметь: решать задачи на смеси, сплавы и растворы |
28(4) | | | Задачи на смеси, сплавы и растворы | 1 |
29(5) | | | Задачи на относительное и круговое движение | 1 | Уметь: решать задачи на относительное и круговое движение |
30(6) | | | Задачи на относительное и круговое движение | 1 |
Учебно- методический комплект
Н.Я. Виленкин, Л.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло. и др. Математика 5-6 класс: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2015
И.С. Петраков. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000
Г.И.Глейзер. История математики в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981
А.Г. Мордкович. Алгебра 9кл. Задачник для общеобразовательных учреждений. М.:Мнемозина, 2015
Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. ГИА алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010
А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров. ГИА 2015 математика. М.: Интеллект – Центр, 2015
И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. Математика ГИА 9 класс 2016: типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2016
Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Математика ГИА 9 класс: практикум. М.: Экзамен, 2017
Материалы КИМов ЕГЭ и ГИА
Воробьева А. А. «Нестандартные методы решения задач». М.: Просвещение, 2002
Кузьмин А. Е. «Логические задачи». М.: Просвещение, 2007
Иванов А. И. «Реальная математика». Сборник задач. М.: Просвещение, 2010 г