Задачи по мотивам художественных произведений, видеофильмов и фольклора.
Физика как учебный предмет имеет огромные возможности для выхода за рамки классно-урочной системы и гуманитаризации преподавания. В обширном и разнообразном материале гуманитарного плана, который можно использовать в школе, скрыт большой воспитательный и развивающий потенциал. Один из путей его реализации — физические задачи, сформулированные на основе художественных фрагментов, сказок, видеофильмов, фольклора, песен. Они содержат не только необходимые сведения для их решения, но и, что очень важно, нечто, активизирующее познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика.
Несмотря на большие возможности таких задач, их использование и на уроках, и на внеклассных мероприятиях наблюдается редко. Это объясняется тем, что отсутствуют задачники, содержащие их достаточное число, причем задач, относящихся ко всем основным учебным темам школьной физики. Существующий сборник Г.Б.Остера [2] охватывает только учебный материал VII класса и не претендует на глубину физического содержания, поскольку имеет явно выраженный развлекательный характер. Методические разработки по этому вопросу немногочисленны, а огромная потребность в них говорит об актуальности
— В романе Ж.Верна «Пять недель на воздушном шаре» есть такие строчки о строении воздушного шара: «У верхнего конца сфероида, где сосредоточено почти все давление, тафта (плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань с мелкими поперечными рубчиками), была положена вдвое».
В чем ошибочность этой информации?
— В повести Кира Булычева «Похищение Тесея» агент галактической полиции Кора Орват оказывается в Древней Греции, где объясняет мастеру Дедалу принцип воздухоплавания:
«Кора нарисовала углем круг. Под ним нечто вроде светильника.
— Представь себе, Дедал, — сказала
она, — что ты сошьешь или склеишь из
кожи или тонкого материала, сквозь
который не может проникнуть воздух,
большой шар.
— Насколько большой?
— Может быть, как этот храм. Если в нижней его части сделать отверстие, а под ним поместить сильный светильник, который дает много тепла, то этот шар начнет надуваться... Когда шар начнет рваться вверх, ты должен обмотать его веревками и привязать снизу корзину.
Кора понимала, что не может донести до сознания Дедала даже смысл того, что такое воздух, и почему он не должен проникать через оболочку воздушного шара. Сейчас он поднимет ее на смех...
— Чем же лучше покрыть оболочку? Если я сошью ее из шелка, который привозят торговцы с Востока, он будет легким, но если я покрою оболочку клеем, то она
станет тяжелой... А кожа, госпожа, совершенно для этого не годится! — закричал Дедал. — Кроме этого, проблема будет: чем питать светильник и как сделать, чтобы он не поджег шар, понимаешь?».
Понял ли Дедал принцип воздухоплавания ?
Почему шар должен быть большим, как храм ?
Почему кожа и шелк не годятся для изготовления шара?
Почему светильник должен быть достаточно мощным ?
• «Дружба согревает душу, платье — тело, а солнце и печка — воздух», — так писал Козьма Прутков — вымышленный герой поэтов А.К.Толстого и братьев А.В. и В.М.Жемчужниковых, который выступал в печати в 50—60-х гг. XIX в.
В чем принципиальное различие между согреванием тела платьем и согреванием воздуха солнцем и печкой?
• В романе Х.Клемента «Экспедиция «Тяготение» говорится, что на планете Месклин ускорение свободного падения в 700 раз больше земного. Жители этой планеты проделали эксперимент: сбросили с обрыва высотой 180 м камень. Автор так описывает это событие: «Матрос предупредил товарищей внизу, подкатил к обрыву камешек величиной с пулю и столкнул его вниз ... Камешек мгновенно исчез. Когда он прорезал воздух, послышался короткий звук, словно лопнула струна у скрипки, а затем, через долю секунды, последовал резкий удар о грунт. Удар при скорости примерно миля в секунду расплескал грунт во все стороны кольцевой волной, слишком стремительной, чтобы можно было уловить ее движение. Но через долю секунды волна застыла, и вокруг глубокой дыры, проделанной этим снарядом в почве, возник небольшой кратер».
Правильно ли автор указал примерную конечную скорость камешка и время его полета ?
• «Макродемоны Вход и Выход, вместо того чтобы заниматься делом, дрожа от азарта и лихорадочно фосфоресцируя, резались в рулетку. На моих глазах забывший свои обязанности Вход сорвал банк примерно в семьдесят миллиардов молекул у забывшего свои обязанности Выхода». Прочитанное — фрагмент из произведения известных писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Определите перепад давления между сосудами, возникший в результате передачи выигранных молекул из сосуда, где сидит Выход, в емкость, где находится Вход. Объемы сосудов одинаковы и каждый равен 1 см3, средняя температура в результате передачи молекул не меняется и равна 300 К.
• В одном из рассказов популярного польского автора научно-фантастических книг С.Лема о звездных приключениях Ийона Тихого описывается случай, когда герой упустил из своего звездолета кусок поджаренной говядины и гаечный ключ: «... Выброшенная за борт говядина, вместо того чтобы улететь в пространство, не хотела расставаться с ракетой и кружила около нее, как ... искусственный спутник, регулярно каждые одиннадцать минут и четыре секунды вызывая кратковременные солнечные затмения. Чтобы успокоить нервы, я до вечера рассчитывал элементы ее орбиты, а также возмущения, вызванные движением потерянного ключа. У меня получилось, что в течение ближайших шести миллионов лет говядина будет догонять ключ, обращаясь вокруг ракеты по круговой орбите, а потом обгонит его».
Почему говядина не улетела от ракеты ?
Почему ключ вызывает возмущения траектории говядины?
Можно ли было узнать о существовании на орбите ключа по возмущениям траектории говядины?
• В повести знаменитого американского писателя Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» есть такие строки: «Мало-помалу добрались мы до самого великого из отшельников... Он был занят тем, чем занимался каждый день в течение вот уже двадцати лет подряд: то стремительно нагибался к своим ногам, то разгибался. Так он молился. Я подсчитал с часами в руке — за 24 минуты 46 секунд он отбил 1244 поклона. Жаль было, что такая энергия пропадает зря. Движение, которое он совершал, для механики — настоящий клад. Я отметил это в своей записной книжке, предполагая в будущем приспособить к нему систему мягких ремней и заставить его вертеть колесо швейной машины. Впоследствии я осуществил этот план, и отшельник превосходно работал целых пять лет».
Какова средняя мощность, развиваемая отшельником, если его масса 60кг, а при поклоне центр тяжести опускается на 10 см?
Какую работу совершил отшельник за 5 лет, если он трудился в таком темпе без выходных по 10 ч в день?
• В популярной книге про Гарри Поттера (Дж.К.Ролинг «Гарри Потгер и Кубок огня») есть такой эпизод: на занятиях в школе волшебства детям предложили покормить сказочных животных — соплохвостов. «Время от времени из конца тела какого-нибудь соплохвоста вылетали искры, и с негромким «пафф!» его бросало вперед на несколько дюймов ...
— Он с того конца взрывается! — сердито сообщил Дин, показывая Хагриду ожог на руке.
— А, да ... это такое случается, когда они ... ну, взлетают, — кивнул Хагрид».
Каков принцип движения соплохвостов? — Встречаются ли в реальности живые существа, которые движутся подобным образом ?
Оцените массу т газов, которую выбрасывает парящий в воздухе соплохвост за единицу времени, если скорость газов при взрыве 50 м/с, а масса маленького соплохвоста 1 кг.
• В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой так описывает пушечную пальбу на Бородинском поле: «Пуфф! — вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно-белым цветами дым, и бумм! — раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуфф-пуфф» — поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум-бум» — подтверждали звуки то, что видел глаз».
Почему звук раздавался через некоторое время после выстрела?
На каком расстоянии от наблюдателя стреляли пушки?
• Вот отрывок из произведения Г.Каттнера «Робот-зазнайка»: «Джо не отвечал. Невыносимо скрипучим истошным голосом он напевал какую-то песню без слов. Некоторое время Гэллегер терпел ... — Да замолчи ты! — не выдержал он наконец. — Все равно что древний поезд метро на повороте.
— Ты просто завидуешь, — поддел его Джо, но послушно перешел на ультразвуковую тональность. С полминуты стояла тишина. Потом во всей округе взвыли собаки».
Отчего стояла тишина?
Почему собаки завыли?
• «По собственной тени рост не меряй», — гласит узбекская пословица.
Почему так считают?
Можно ли измерить свой рост по собственной тени, если у вас имеется метровая линейка с сантиметровыми делениями?
Какое условие обязательно при ответе на последний вопрос?
• В произведении С.Лема «Звездные дневники Ийона Тихого» есть такие слова: « 30.VIII.2006. Прибавил скорость. ... После двух поймал радиосигнал, посланный Поповым в 1896 году. Я таки порядочно отмахал от Земли».
На каком расстоянии от Земли находится Ийон Тихий?
• «Мэри Поппинс измерила Майкла
с ног до головы рулеткой и громко фыркнула:
— Как и следовало ожидать, ты делаешься все хуже и хуже! Майкл вытаращил глаза.
— На рулетках не бывает слов, на них бывают только дюймы или сантиметры! — возразил он.
— С каких это пор? — высокомерно бросила Мэри Поппинс, сунув рулетку ему под нос. На ленте большими синими буквами было написано: «Хуже и хуже». Это — отрывок из произведения П.Трэверс «Мэри Поппинс открывает дверь». Почему обычной линейкой нельзя измерять поведение ребенка?
• В романе Б.Акунина «Коронация» есть следующие строки: «Кстати, о часах. Я насчитал в доме девятнадцать напольных и настенных, и все шли вразнобой. Решил, что часы заведу сам — это дело требует аккуратности и точности. Хороший дом, содержащийся в идеальном порядке, всегда видно по тому, одинаковое ли время в нем показывают часы в разных комнатах. Это вам скажет любой опытный дворецкий».
Может ли дворецкий, будь он самым опытным, поставить стрелки часов в доме абсолютно одинаково?
Если взять за основу высказывание автора о хорошем доме, то можно ли назвать Вселенную таким домом, содержащимся в порядке?
Литература:
«Задачи по физике на основе литературных сюжетов. Для толковых детей и сообразительных взрослых. 7-11 классы» – А.П. Усольцев, Екатеринбург, У-Фактория, 2003.