Напоминает, что дети много слышали о растениях. Рассказывает. - Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней. Их только надо знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники». Травы, цветы, ягоды, которыми можно лечиться, называют лекарственными. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И всегда соблюдали правила сбора лекарственных растений: 1. хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых. 2. сбор растений производить в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет трава. 3. нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему? 4. при сборе растения укладывать в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. 5.сушить растения не на солнце, а в тени. 6. не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. 7. не собирать растения, занесенные в Красную книгу. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Знания о лекарственных травах нужны каждому, в том числе и вам, ребята. - знаете ли вы какие-нибудь лекарственные растения? - кто видел в аптеке лекарственные растения? - кто собирал со взрослыми лекарственные растения? - а кто пил чай с лекарственными растениями? Загадка: Не пустили в огород- Оттого она и жжет. Чтение рассказа А. Плешакова «Подружись с крапивой». «-Сегодня на обед будут крапивные щи,- объявила бабушка. Мы с братом переглянулись. - крапивные? - да, да,- подтвердила бабушка. – а вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите рукавицы.. Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной и ненужной». - Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Загадка: Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки, На земле лежат листки- маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг, лечит раны ног и рук. -Найдите это растение в нашей коллекции? - кто догадался, почему это растение так называется? - кто из вас пользовался подорожником? Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах. Загадка: Выпускает он листы Широченной широты, Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обберешь, На себе их всех найдешь? -Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень. Загадка: Носит этот мальчик Желтый сарафанчик. Подрастет –нарядится В беленькое платьице, Легкое, воздушное, Ветерку послушное Одуванчик служит для улучшения аппетита. - А есть растение, которое заменяет вату. Это мох сфагнум. «Мох, клюква и морошка - жильцы лесных болот, На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растет.» Мох хорошо впитывает в себя грязь и кровь из раны, поэтому раны при лечении мохом быстро заживают. Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, в лесу, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать и мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби и знай! Но среди этой красоты, ребята, встречаются и такие растения, которые могут принести вред вашему здоровью. Эти растения называются ядовитыми. Некоторые из них не только вредные, но даже опасные. Их нельзя кушать, рвать и даже трогать руками. Запомните их: белена, дурман, «волчья ягода», «вороний глаз». |