СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье Раздел: Валеология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека, объяснить понятие «лекарственная аптека», дать знания об опасности ядовитых растений.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье Раздел: Валеология»

Технологическая карта

вариативной учебной деятельности

в средней группе

Образовательная область: Здоровье

Раздел: Валеология

Тема: Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения.

Цель: Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека, объяснить понятие «лекарственная аптека», дать знания об опасности ядовитых растений.

Воспитатель: Назаренко И. А.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Приходит посылка от Доктора Айболита. Предлагает рассмотреть, находящийся в коробочках, сухой сбор трав.

- что это?

- зачем нам нужны травы? Неужели они помогают людям?

Заинтересованы посылкой, рассматривают содержимое коробочек.


- сухая трава,

Ответы детей


Организационно-поисковый

Напоминает, что дети много слышали о растениях. Рассказывает.

- Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней. Их только надо знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники». Травы, цветы, ягоды, которыми можно лечиться, называют лекарственными.

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений.

И всегда соблюдали правила сбора лекарственных растений:

1. хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

2. сбор растений производить в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет трава.

3. нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. при сборе растения укладывать в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5.сушить растения не на солнце, а в тени.

6. не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. не собирать растения, занесенные в Красную книгу.

В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Знания о лекарственных травах нужны каждому, в том числе и вам, ребята.

- знаете ли вы какие-нибудь лекарственные растения?

- кто видел в аптеке лекарственные растения?

- кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- а кто пил чай с лекарственными растениями?

Загадка:

Не пустили в огород-

Оттого она и жжет.

Чтение рассказа А. Плешакова «Подружись с крапивой».

«-Сегодня на обед будут крапивные щи,- объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

- крапивные?

- да, да,- подтвердила бабушка. – а вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите рукавицы.. Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной и ненужной».

- Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

Загадка:

Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,

На земле лежат листки- маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит раны ног и рук.

-Найдите это растение в нашей коллекции?

- кто догадался, почему это растение так называется?

- кто из вас пользовался подорожником?

Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

Загадка:

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обберешь,

На себе их всех найдешь?

-Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

Загадка:

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет –нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное

Одуванчик служит для улучшения аппетита.

- А есть растение, которое заменяет вату. Это мох сфагнум.

«Мох, клюква и морошка - жильцы лесных болот,

На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растет.»

Мох хорошо впитывает в себя грязь и кровь из раны, поэтому раны при лечении мохом быстро заживают.

Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, в лесу, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать и мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби и знай!

Но среди этой красоты, ребята, встречаются и такие растения, которые могут принести вред вашему здоровью. Эти растения называются ядовитыми. Некоторые из них не только вредные, но даже опасные. Их нельзя кушать, рвать и даже трогать руками. Запомните их: белена, дурман,

«волчья ягода», «вороний глаз».



Слушают рассказ воспитателя













Рассматривают брошюры














Рассуждают











Рассматривают аптечные упаковки с лекарственными травами и настойками











Отвечают на вопросы










- крапива
































- подорожник

находят растение в предложенной коллекции.














- лопух










- одуванчик


























Рассматривают иллюстрации растений

Рефлексивно -корригирующий

Игра «Аптека Айболита» - закреплять знания о лекарственных растениях.

- Вы называете различные болезни, а доктор даст рекомендацию лечения лекарственной травой.

корень одуванчика ----------------------

тысячелистник----------------------------

душица-------------------------------------

подорожник-------------------------------

мать и мачеха-----------------------------

зверобой-----------------------------------

чистотел-----------------------------------


На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!






играют:

- плохой аппетит

-заболел желудок

- простуда

- рана на руке

- ангина

-ожог ноги

-пятна на коже


Благодарят доктора Айболита за интересную посылку.


Ожидаемый результат:

Понимает: правила поведения в природе,

Воспроизводит: - представление о том, что есть разные болезни и их можно лечить,

- представления о разнообразии растительного мира.

Применяет: умение рассматривать растения в сухом виде,

- устанавливать взаимосвязь между здоровьем людей и растениями




«Зная азбуку «Ау!», я в лесу не пропаду»


Задание: Найдите ядовитые растения и ягоды и зачеркните их