Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Здоровое питание»
на 2021– 2022 учебный год
Класс: 4 «А»
Руководитель кружка: Буренкова Дарья Сергеевна
Вязьма
2021
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Общая характеристика программы кружковой работы
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Здоровый образ жизни, правильное питание должны стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления, правильное питание.
Задача курса «Разговор о правильном питании» - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Работа по программе начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
3. Ценностные ориентиры содержания программы кружковой работы
Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни через проектную деятельность. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
4. Место кружковой работы в учебном плане:
Курс «Здоровое питание»» составлен в соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности.
Общее количество часов в 4 классе 34 часа в год (1 час в неделю)
5. Результаты кружковой работы.
В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.
Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.
Оценка эффективности занятий проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы, самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 4 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, структуре ежедневного рациона питания , о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни, навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение определять полезные продукты питания, самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
6. Содержание программы кружковой работы:
4 класс:
Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти. Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди. Как избежать негативных эмоций. Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.
«Основы теоретических знаний»
Самые полезные продукты
Самые вредные продукты и добавки
Что нам осень принесла. Сбор и хранение осеннего урожая.
Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний.
Что такое жажда.
Спорт и правильное питание.
Молоко и молочные продукты.
«Практикум»
Практическая работа «Я эксперт»
Как сервировать стол.
Проектная работа «Каша – еда наша»
Практическая работа «Как составить меню недели»
Практическая работа «Рецептура полезных фруктовых напитков.»
Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья.
Безопасность на кухне.
7. Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Здоровое питание»
4 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ | Тема занятия | Кол –во часов | Требования к уровню подготовки | Дата (четверг) |
план | факт |
1 | Важность здорового питания. | 1 | Продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Свойства некоторых продуктов. | | |
2. | Полезные и необходимые продукты. Свойства некоторых продуктов. | 1 | | |
3 | Разнообразие вкусовых свойств продуктов | 1 | Вкусовые свойства различных продуктов и блюд. Как происходит распознавание вкуса. Описывать вкусовые свойства продуктов и блюд. | | |
4 | Как происходит распознавание вкуса. Вкусовые свойства продуктов и блюд. | 1 | | |
5/6 | Представление о ценности здоровья, значение правильного питания. | 2 | Ценности здоровья, значении правильного питания | | |
7 | Представление о вредных пищевых добавках. | 1 | Вредные продукты. Представление о пищевых добавках, усилители вкуса. Опасные добавки Е-356, 541, 329… | | |
8 | Исследование – в каких продуктах есть вредные добавки. Практическая работа. | 1 | Представление об экспертизе продуктов. | | |
9 | Овощи и их польза. | 1 | Представление о пользе фруктов, ягод и овощей. Содержание витаминов в овощах, фруктах, ягодах. О пользе дикоросов ХМАО-Югры. | | |
10 | Что нам осень принесла. | 1 | | |
11 | Урок-игра «Лесное лукошко» | 1 | | |
12 | Как правильно есть. | 1 | Питание, здоровье, правила гигиены. | | |
13/14 | Как сервировать стол. | 2 | Правила сервировки. Культура питания. | | |
15/16 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной? | 2 | Завтрак, режим, меню, каша, крупы. | | |
17 | Проектная работа «Каша – еда наша» | 1 | Виды круп и их польза. | | |
18 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 | Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню. Обед, как обязательный компонент ежедневного рациона. | | |
19 | Полдник. Время есть булочки. | 1 | Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты. Полдник, как обязатель ной части ежедневного меню. | | |
20 | Пора ужинать. | 1 | Ужин, как обязательная часть ежедневного меню. Блюда, которые могут быть включены в меню ужина. | | |
21 | Практическая работа «Как составить меню недели» | 1 | Составление меню на неделю. | | |
22 | Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний. Витамины от простуды. | 1 | Представление о ценности здоровья, значении приема витамин для предотвращения простудных заболеваний. | | |
23 | Весенний авитаминоз. Где найти витамины весной? | 1 | Фрукты и овощи, как источники витаминов. Представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи. Овощи, фрукты, витамины. | | |
24 | Фармацевтика – аптечные витамины. | 1 | Детские профилактические витамины. | | |
25 | Что такое жажда. Как утолить жажду. | 1 | Значение жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. Роль воды для организма человека Польза различных видов напитков | | |
26 | Практическая работа. Рецептура полезных фруктовых напитков. | 1 | Из чего делают витаминные напитки. Как сделать полезные напитки. | | |
27 | Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья. | 1 | Групповая творческая работа. | | |
28 | Спорт и правильное питание. | 1 | Зависимости рациона питания от физической активности. Важность занятий спортом для здоровья. Здоровье, питание, спорт, рацион. | | |
29 | Где и как готовят пищу. | 1 | Представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; | | |
30 | Безопасность на кухне. | 1 | Представление об основных правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи. Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника. | | |
31 | Хлеб – всему голова. | 1 | Важность употребления хлебобулочных изделий. | | |
32 | Кто работает на ферме? | 1 | Представление о фермерских профессиях. | | |
33 | Молоко и молочные продукты. | 1 | Представление о молоке и молочных продуктах как обязательно компоненте ежедневного рациона. | | |
34 | Заключительный урок. | 1 | Подвести итог своим знаниям о правильном питании. | | |
| Всего – 34 часа. | | | 34часа | |
8. Литература:
1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
3. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013 г.
4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.
5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.
6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.