СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь организмов в морях и океанах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  биологии  5 класса по УМК Понамаревой И.Н. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь организмов в морях и океанах»

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5

Автор УМК : Понамарева И.Н.,Николаев И.В., Корнилова О.А.

Учитель: Камалеева Ольга Викторовна МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска Республики Татарстан

Тема урока: Жизнь организмов в морях и океанах.

Цель урока: создать условия для знакомства с жизнью организмов в морях и океанах;

работать в паре- описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника; выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять причины образа жизни живых организмов; характеризовать условия обитания; аргументировать свой ответ;

воспитывать бережное отношение к природе, оценивать роль человека в сохранении флоры и фауны морей и океанов.

Тип урока: открытие новых знаний

Этап урока 

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

 Коммуникативная

Регулятивная 

Личностная 

Осуществ-ляемые

действия

Формируе-мые

способы деятельности

Осуществ-ляемые

действия

Формируе-мые

способы деятельности

Осуществ-ляемые

действия

Формируе-мые

способы деятельнос ти

Осуществ-ляемые

действия

Формируе-мые

способы деятельнос ти

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

( 2 мин)

Проверяет готовность к уроку; создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности..




Приветствуют учителя.

Рассаживаются по группам

Планирование учебного сотрудничества с учите-лем и со сверстни-ками.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Волевая саморегуляция.


Настраиваются на урок .

Действие смыслообразования

Актуализация и пробное учебное действие

(8 мин.)

1 Ответьте на вопросы одним предложением:

- Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?

- Почему в Южной Америке очень богатый Животный мир, а в рядом расположенной Антарктиде животный мир очень беден?

- Чем удивителен палочник?

- Назовите интересные живые организмы различных материков.

2


) Распределите местные виды животных по материкам, дополните растениями:

1. Евразия

2. Африка

3. Южная Америка

4. Северная Америка

5. Австралия

6. Антарктида

А) бегемот

Б) кенгуру

В) ленивец

Г) скунс

Д) тигр

Е) пингвин

Ответы (1-Д, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-Б, 6-Е)

3). Определите, на каком материке можно встретить подобную цепь питания, выделите местные виды материков (Слайд 4)

1. Баобаб - жираф- лев

2. Эвкалипт – коала

3





. Арахис - шиншилла - андская лиса

4. Одуванчик – кузнечик – скунс

– койот

5. Берёза - берёзовая листовёртка

– синица – ястреб

6. Рыбы – пингвины

- морской лев

7. Простейшие водоросли - мельчайшие рачки - рыба – дельфин

А.Евразия

Б. Африка

В. Южная Америка

Г. Австралия

Д. Северная Америка

Е. Антарктида

Ответы (1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Д, 5-А, 6-Е)


Заполнение соответствующей таблицы в листе самооценки

Умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ.



Работа в группе

Управление поведением партнёра.

Контроль,

коррекция оценка действий партнёра

Контроль,

коррекция

Проверка правильности выполнения заданий 2 и 3

Самооценка

Выявление места и причины затруднения

(3 мин.)


- Почему 7 цепь питания оказалась лишней?

Наша планета из космоса выглядит голубой. Почему?

Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан.

- Одинаковы ли условия во всех точках морей и океанов? Почему?

Гипотеза: Живые организмы на разных территориях морей и океанов будут разными.

Формулирование проблемы Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения



Умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.


Аргументация своего мнения


Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций


Оценка постановки учебной задачи;


Оценка умения формулировать тему урока.


Выдвижение гипотез

Осознание ответственности за общее дело

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(2 мин.)

Тема: Жизнь организмов в морях и океанах

Цель:

Задачи урока:

выяснить:

- экологические зоны можно выделить в морях и океанах;

- познакомиться с приспособленностями живых организмов различных подводных территорий.

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.


Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации

Управление поведением партнера; умение выражать свои мысли

Оценка постанов-ки учебной задачи;


Оценка умения формулировать тему урока.


Поиск способов решения проблем

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Реализация построечного проекта.

(7 мин.)

1. Как люди узнали о подводном мире морей и океанов? (океанолог)

- Мы для получения знаний тоже воспользуемся путешествием в глубины морей и океанов, но путешествие будет заочным.

- Перед вами 3 предмета: маска и ласты, акваланг, батискаф. Как вы думаете, какие участки моря или океана мы сможем исследовать?


2. Изучение многообразия живого мира по группам



Задание для 1 группы "Исследователи прибрежной зоны" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.100 абз1, установить черты приспособленности к обитанию на мелководье. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки.

Задание для 2 группы

"Исследователи обитателей открытой воды" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.101 текст Обитатели открытой воды абз.1, установить черты приспособленности к обитанию в толще воды. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки.

Задание для 3 группы "Исследователи морского дна" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.100 абз2-4, установить черты приспособленности к обитанию в донных условиях. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки.

Задание для 4 группы "Исследователи морских глубин" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.102-103, установить черты приспособленности к обитанию на большой. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки.

Задание для 5 группы "Исследователи мельчайших обитателей открытой воды" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.101, текст Обитатели открытой воды абз.2, установить черты приспособленности к обитанию в толще воды. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

способов решения проблем поискового характера

Работа в группах с учебником. Подготовка к презентации выполненно-го задания


Планирование учебного сотрудничества со сверст-никами, инициатив-ное сотрудни-чество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли

Назначается докладчик

Контроль и коррекция

Представление результатов своей работы. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки

Осознание ответственности за общее дело

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

(15 мин.)

Организует представление результатов учащихся.

Представляют результаты своей деятельности

Анализ, синтез, аналогия

Подведение под понятие

Построение логической цепи рассуждений, доказательств


Капитаны команд знакомят участников других групп и изученным материалом.

Управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Задают вопросы

Контроль. Оценка.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Ученики заполняют соответствующие графы в листах самооценки по данным докладчика.


Осознание ответственности за общее дело

Информация о домашнем задании

(3мин.)

Изучить текст § 23 учебника
и выполнить задания в конце параграфа.

Творческое задание: подготовить информацию о морских обитателях, о которых вы хотели бы узнать больше.

Систематизируют изученный материал, используя вопросы параграфа


Применение знаний в новой ситуации


Слушают объяснения учителя,

задают уточняющие вопросы


Соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом


Объективная оценка своих результатов

Записыватю домашнее задание

Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений


Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

(5 мин.)

Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.



Умение выражать свои мысли

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Волевая саморегуля-ция

Оцени свою работу на уроке

1. Я работал в полную силу, мне было интересно, я узнал много нового.

2. Мне было интересно, но я часто отвлекался и многое не успел

3. Мне было скучно, придется дома учить самостоятельно параграф.

Самооценка





11