СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока" Жизнь организмов в морях и океанах"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока" Жизнь организмов в морях и океанах"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока" Жизнь организмов в морях и океанах"»








«Жизнь организмов в морях и океанах»















Тема урока: Жизнь организмов в морях и океанах

Форма урока: Урок открытия нового знания. На уроке используются технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно – коммуникационная технология.

Цель урока: Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.

Задачи:

Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.

Метапредметные: решение проблемных задач, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе, способность развития умений составлять таблицу, связный рассказ о животных по плану.

Личностные: понимание многообразия животного мира.

Оборудование: таблица, изображение обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозапись «Звуки моря».

Межпредметные связи: География, экология,ИЗО, литература, музыка.

Методы обучения и формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

Ход урока

Орг. момент

Приветствие. Готовность к уроку. Эмоциональный настрой.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Проверка домашнего задания. Мотивация.

  1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

  2. Вашу готовность мы проверим при выполнении теста. Тест.

Актуализация субъективного опыта.

  1. Я думаю, а вот если бы о нашей планете спросили инопланетянина, наблюдавшего за ней из космоса, возможно, он назвал бы её? ( Океания). Как вы думаете, почему?(Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан.)

  2. А вы знаете сколько у нас на планете океанов и их названия? Послушав стихотворение М. Погарского вы сможете дать ответ.

Спят четыре океана

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.

  1. Кто из вас догадался, что нам предстоит сегодня изучить? С чем познакомиться? (Океаны).

  2. Моря и океаны изучает наука география, а биология это наука о живом, значит, сегодня речь пойдет? ( О живых организмах, обитающих в морях и океанах).

  3. (Слайд). Тема нашего урока: «Жизнь организмов в морях и океанах».

  4. Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что вы бы хотели узнать?

(Познакомиться с жителями морей и океанов, с особенностями условий обитания и приспособления животных к ним).

Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

Учитель биологии: Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. И все они разные: и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные – кровожадные и безобидные – растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые. Ребята, этот мир так разнообразен, что за один урок трудно все изучить. Сегодня мы продолжим знакомство с живыми организмами, обитающими в морях и океанах, а в старших классах более подробно будете изучать строение, значение и жизнь организмов нашей планеты.

Морские обитатели мелководий. Представьте, что вы отправляе­тесь в путешествие на морском научно-исследовательском корабле. На борту корабля находятся учёные, которые будут исследовать жизнь морских существ, составлять карту морского дна, измерятьскорость морских течений, температуру и солёность воды на разной глубине и выполнять ещё много важных работ.

Корабль отходит от причала, и вы замечаете обитателей мелко­водья. На больших камнях видны многочисленные раковинные моллюски — мидии (рис. 87). Они прикрепляются к поверхности камней с помощью особых клейких нитей, поэтому волны прибоя не могут сорвать их с места. Другие моллюски, например устрицы, а также водоросли тоже прочно прирастают к камням. Мидии, устрицы, водоросли — это прикреплённые организмы.

Чуть дальше от берега на песчаном дне видны маленькие холми­ки. На вершине такого холмика видны круглые отверстия, ведущие в норку. Здесь живёт морской червь пескожил. Он питается так же, как дождевой червь на суше, — заглатывает грунт, в котором жи­вёт, и переваривает всё съедобное, что там окажется.

Вот что-то пошевелилось у самого дна: это рыба — скат. У ската тело плоское и окрашено под цвет грунта, поэтому когда он непо­движно лежит на дне, то почти незаметен. Так же могут прятаться и другие морские жители, например камбала.

Жизнь на морском дне даёт ряд преимуществ его обитателям. Здесь легко можно спрятаться — закопаться в ил и песок, затаить­ся среди камней или среди водорослей (рис. 88). На мелководье не могут проникнуть крупные хищные рыбы (акулы). Но здесь есть другие опасности — прибойная волна, приливы и отливы, морские птицы.

Обитатели открытой воды. Корабль вышел в открытое море. Вда­леке показалась стая дельфинов. В толще воды можно заметить рыб. Среди самых быстроходных — акулы и тунцы (рис. 89). Это свобод­ноплавающие организмы. В открытой воде негде спрятаться. Лишь быстрота плавания даёт преимущество в выживании. По­этому обитатели открытого моря имеют обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость.

Учёные опустили с борта ко­рабля ведро и зачерпнули мор­скую воду. В ней они обнаружили огромное множество мельчайших существ — микроскопических рачков, крохотных медуз, боль­шое количество одноклеточных водорослей, инфузорий, личинок моллюсков (рис. 90). Такие паря­щие и плавающие в воде расти­тельные и животные организмы называют планктоном (от гре­ческого словапланктос — «блу­ждающий»).Планктон обитает в водах всех морей и океанов, это корм для рыб и некоторых китов. Самые богатые «планктонные пастбища» находятся в холодном Южном океане, окружающем Антарктиду, и в холодных северных водах Атлантического и Тихого океанов. Так­же много планктона обитает у побережий Чили, Перу, Намибии и некоторых других стран. Киты, питающиеся планктоном, регулярно преодолевают тысячи километров, чтобы доплыть от одного «паст­бища» до другого.

Жизнь в глубине моря. На корабле готовят к погружению глубоко­водный аппарат — батискаф. В батискафе можно спуститься на глу­бину более километра. Здесь совершенно темно: солнечный свет не проходит через толщу воды, и водоросли здесь не растут — на глу­бинах более 15О м света для фо­тосинтеза недостаточно. В этой зоне оисина царят особые усло­вия .веды и живут особые оби­та шли. Например, здесь обита­ют рыбы, которые всю жизнь проводят на большой глубине и никогда не поднимаются на по­верхность. Таковы удильщики (рис. 91). Их тело покрыто тём­ной кожей. Большой рот воору­жён мощными зубами. Эти рыбы могут проглотить добычу, пре­восходящую их по размерам. На

голове или спине удильщика находится длинный гибкий вырост — «удочка» со светящейся приманкой.

Как и обитатели других зон моря, глубоководные рыбы отлично приспособлены к своим условиям обитания.

1. В океане можно выделить следующие зоны: мелководье, открытая вода, глубоководная зона

2. Используя текст и рисунки учебника на стр. 99-103. заполните таблицу.

Зоны морей и океанов.

Мелководья

Открытая вода

Глубоководная зона





В океане можно выделить несколько зон, отличающихся по ус­ловиям и составу обитателей, — это мелководья, открытая во­да и глубоководная зона. Все организмы приспособлены к тем условиям среды, в которых обитают.

Первичная проверка понимания.

Проверка выполненной работы.

Первичное закрепление.

Распределение картинок животных по зонам океана на плакате. Мини проект.

Рефлексия.

И настало время оценить наш урок. (Слайд). Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, то нарисуйте рыбку - красным цветом. Если вам нужно еще повторить или прочитать – синим, если вы плохо поняли – желтым. Какого цвета у вас рыбки? (Красные, но немножко синие).

«Океан познаний».












Моя оценка за урок «5»



Моя оценка за урок «4»



Моя оценка за урок «3»





















Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. И на нашем океане познаний не осталось белых пятен.



Сегодня на уроке мне понравилось……..

До начала урока я думал (а), что…….,а сейчас знаю…….

Мне не понравилось…

Где будут необходимы изученные знания.

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения Пушкина А.С.:

Прощай же море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы!

Домашнее задание.

§23; №2-4 в раб.тетр.


Используемые материалы:

http://festival.1september.ru/articles/575162/

http://festival.1september.ru/articles/599347/

http://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2013/06/18/urok-zhizn-v-moryakh-i-okeanakh













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!