3. Целеполагание. | Итак, скажите, мы уже сейчас смогли бы ответить на такой сложный проблемный вопрос: какие человеческие черты характера помогли Робинзону выжить на острове? (Было бы сложно так сразу). - А что нужно сделать? (Обсудить, проанализировать поступки главного героя). Этим мы сейчас и займемся на уроке. Запишите тему урока: Даниель Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Цели: определите цели и задачи на данный урок. | Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок. |
4. Актуализация знаний. | Послушайте строки из стихотворения К. Батюшкова «Тень друга». - Можно ли эти слова отнести к Робинзону? Я берег покидал туманный Казалось, он в волнах свинцовых утопал. Вечерний ветр, валов плесканье, Однообразный шум и трепет парусов, И кормчего на палубе взыванье. Как очарованный, у мачты я стоял И сквозь туман и ночи покрывало Светила севера любезного искал, Вся мысль моя была в воспоминанье… (Да. Можно представить, как герой стоит на палубе и вспоминает прожитые на острове годы). - А сколько лет прожил Робинзон на острове? (28 лет). - А кто помнит, сколько провел на острове прототип героя романа? (Английский моряк, шотландец по происхождению, Александр Селкирк провел на острове Мас-а-Тьерра 52 месяца (; года и 4 месяца) в 1704 году. Причем, на острове он оказался из-за скандала с капитаном пиратского судна «Сэнк Пор», где Селкирк был боцманом. Разгневанный капитан приказал высадить буяна на необитаемый остров. Спас его в 1709 году экипаж английского судна «Дюк». Вскоре Селкирк вернулся к пиратскому промыслу, в 1721 году скончался на борту судна. Похоронили его по старой традиции в море). Важно, что книжный герой Робинзон Крузо стал гораздо популярнее, чем реальный человек. В 1966 году остров, где жил Селкирк, получил имя Робинзона Крузо. А именем Селкирка назвали другой остров, расположенный в 160 км. Хотя, там Селкирк никогда не бывал. | Организует беседу с учащимися , актуализирует их знания о герое романа и его прототипе. | Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради. |
6. Аналитическая беседа по роману Д. Дефо. | Вопросы для беседы: - Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло? (Деревянный календарь, на котором он каждый день делал насечки). - Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове? (Он изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище). - Вспомните, в выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена? (Это - рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли). - Какие ремёсла освоил Робинзон на острове? (Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра). - Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа? (Положительного). - Можем ли мы назвать его героем и почему? (Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь). - Все ли качества Робинзона всё же положительные? Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры. (В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу). - Кто заменял Робинзону общество человека на острове? (Собаки, кошки, попугай). - Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Изменилась ли жизнь главного героя после этого? (Это - Пятница. Он назвал его в честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове). - Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы. После озвученных примеров из текста учитель напоминает ученикам о том, что Д. Дефо всегда выступал против рабства и тирании. Дефо – великий гуманист. - А кто такой гуманист? Гуманист – деятель или сторонник гуманизма. Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. - Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? - Какие черты характера проявляются в этом поступке? - Повлияли ли взгляды самого автора на характер своего героя? (Да. Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие). - Как же закончилась эта история? (Робинзон и Пятница были спасены англичанами). - Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера. – Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку? Давайте их запишем в тетрадь: мужество, мудрость, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм. - Можно ли считать оптимизмом записи событий на острове, как показано в таблице задания 5 «Размышляем о прочитанном» ЗЛО-ДОБРО. Прочитайте примеры. - О чем свидетельствует его дневник. Как он характеризует героя? Что может дать подобный дневник в особых обстоятельствах? - А вы никогда не вели дневник? Поделитесь, что он вам дал? | Организует аналитическую беседу по роману. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, цитируют, записывают в тетрадь. |