Предмет: русский язык | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | Дательный и творительный падежи. |
Цель содержательная: | развивать умение распознавать имена прилагательные в дательном и творительном падежах; |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи: | 1) закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных в родительном и предложном падежах 2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: имя прилагательное |
Личностные результаты -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Предметные умения: научатся различать имена прилагательные мужского и среднего рода именительного, винительного, родительного падежей; изменять прилагательные по падежам; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | экран, компьютер, мультимедийный проектор; карточки с заданием для групповой и парной работы; наглядный материал |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд! Проверим готовность к уроку -Желаю вам большого успеха на сегодняшних уроках! | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? -Отгадайте, о какой букве идёт речь? – Какой звук повторяется в них? – Дайте характеристику звуку [ш]. – Запишите соединения с буквой «ш». | Выполняют чистописание. Шило в мешке не утаишь. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. С. Есенин |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Посмотрите, что случилось, — Так рассыпались слова, Что узнать теперь их сложно — Что и кто? Откуда? Ах! Может быть, удастся снова Вам вернуть слова назад? НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО — Какие слова вы составили? (Дочка, белочка, молочко, пеночка, ленточка.) — Что общего в этих словах? (Буквосочетание чк, которое пишется без мягкого знака.) — Какие ещё буквосочетания пишутся без мягкого знака? — Запишите слова под диктовку, подчеркните буквосочетания. (Один ученик работает на откидной доске.) Мощные, точность, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик. — Какое слово лишнее? Почему? (Болельщик — пишется с мягким знаком.) | 1 ученик около доски |
V. Этап выявления места и причины затруднения | — Найдите среди записанных вами слов имя прилагательное. (Мощные.) руки — Подберите к нему подходящее по смыслу имя существительное. — Поставьте словосочетание в форму дательного и творительного падежей, запишите. — Назовите окончания имени прилагательного в этих падежах. Объясните свой выбор. | Отвечают на вопросы учителя Д.п. –мощным рукам Т.п. – мощными руками -окончание в Д.п. –ЫМ, в Т.п.-ЫМИ |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Предположите, какова тема нашего урока? - Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.) -Какие окончания имеют имена прилагательные в форме Д.п. мн.ч? (в форме Д.п. мн.ч., имена прил., будут иметь окончания –ЫМ, -ИМ) -Какие окончания имеют имена прилагательные в форме Т.п.? ( в форме Т.п. мн.ч., имена прил., будут иметь окончания –ЫМИ, -ИМИ) | -Тема нашего урока: «Дательный и творительный падежи во мн.числе» Формулируют тему и цель урока |
VII. Этап реализации построенного проекта | Работа по учебнику Упр. 95 (с. 45). (Устная работа по заданиям упражнения.) – Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие окончания могут иметь имена прилагательные в форме дательного и творительного падежа множественного числа? | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод: имена прилагательные во множественном числе в форме дательного падежа имеют окончания -ым, -им, в форме творительного падежа – окончания -ыми, -ими |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упр. 96 (с. 45). — Прочитайте. — Обсудите в парах, как можно озаглавить текст. («Ранняя весна», «Весенняя вода».) -Какова главная мысль в тексте? (Наступление весны) — Назовите все орфограммы в словах, объясните их написание. (Запись текста под диктовку. Разбор предложения по членам. Взаимопроверка, взаимооценка.) | Весна Весна наступила в этом году (какая?) ранняя, (какая?) дружная. Побежали по (каким?) деревенским улицам (какие?) бурливые, (какие?) коричневые ручейки. В (каких?) огромных лужах воды отразилось (какое?) голубое небо с плывущими по нему (какими?) белыми облаками. С крыш посыпались (какие?) звонкие капли. Выполняют синтаксический разбор предложения. С крыш посыпались звонкие капли. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.) |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Упр. 97 (с. 45). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу на доске.) -Прочитайте предложенное задание. - В какие формы нужно поставить 1-ое словосочетание? (в форму Т.п. ед.ч. и мн.ч.) - Ставим словосочетание «широкое пшеничное поле» сначала в Т.п. ед.ч.. Что получилось? (Широким пшеничным полем) - А сейчас это же словосочетание ставим в Т.п. , но мн.ч. Какое словосочетание получилось? (Широкими пшеничными полями) -Найдите имя существительное, определите его падеж. (полем, полями-Т.п. , такой же как и у имён прилагательных) -Проделайте аналогичную работу с остальными словосочетаниями. -Выполняем работу, пишем аккуратно, следим за осанкой. — Оцените свою работу на уроке. Д.П. ед.ч. | Д.П. мн.ч. | Д.П. мн.ч. | Т.П. мн.ч. | хвойному дремучему лесу | хвойным дремучим лесам | голубым весенним лужам | голубыми весенними лужами | -Решить карточку по вариантам 1 вариант 1. Мы подошли к деревянным домам (Д.п.) 2. Над пушистыми облаками пролетели самолёты ( Т.п.) 2 вариант 1. По весенней зелёной травке (Д.п.) 2. Над большими домами стояли деревья (Т.п.) | Самопроверка по образцу на доске |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах? | Подводят итоги урока |
ХI. Домашнее задание | Упр. 98 (с. 46). | Записывают домашнее задание |
XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов. Отметки за урок | Анализируют свою работу |