I. Актуализация знаний | Запишите словосочетания, употребляя существительные в скобках в родительном падеже. Крем от (тортов), десять (апельсины), рота (солдаты), стая (голуби), подошва от (сапог), двести (граммы), корзина (яблок), упаковка (чулки), пара (носки). Орфограммы? | | | |
II. Самоопределение к деятельности | Грамматические загадки. В немецком языке их 4, в англ. – 2, а в русском и татарском – 6. Этот падеж указывает на то, какого рода, происхождения человек или предмет. Подлежащее стоит всегда в этом падеже. Этот падеж имеет такой же вопрос, как именительный. Такой падеж… Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. | Падежи, родительный, именительный, винительный, дательный. | | Личностные: проявление интереса к изучению темы |
III. Работа по теме урока. | Работа по таблице падежей. Сообщение учителя Название «дательный падеж» образовано от слова дать, поэтому существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? Например: дать (кому?) маме, сестре. В предложении имя существительное в дательном падеже является второстепенным членом. Например: Аня (И. п.) радуется подарку (Д. п.). Имя существительное в дательном падеже может употребляться с предлогами к, по. Например: идём по дороге (Д. п.), идём к дому (Д. п.). С. 29, упр. 49, с взаимопроверкой. Прочитайте пары слов, составьте из каждой пары словосочетание с существительным в дательном падеже; напишите словосочетания, выделите окончание в каждом существительном. Упр. 50, с взаимопроверкой. Прочитайте текст, спишите, вставляя пропущенные орфограммы и подходящие по смыслу предлоги. Определите существительные в дательном падеже, используя алгоритм, выделите окончание в каждом слове. Упр. 52, с взаимопроверкой. Прочитайте надпись на конверте; используя алгоритм, определите падеж, в котором надо употребить фамилию, имя, отчество адресата, и напишите: Кому… | | Определять падеж существительного, используя вопрос или предлог; определять роль существительного в предложении; составлять и писать предложения, выделяя в них главные члены и указывая падеж каждого существительного; писать словосочетания по образцу; писать словосочетания, в которых существительное стоит в дательном, падеже с предлогом, выделяя окончание; писать имя адресата в дательном падеже; вставлять в предложение (текст) и писать подходящие по смыслу предлоги. | Познавательные умения: раскрывать значение понятий «начальная форма слова», «именительный падеж» и использовать их в активном словаре; различать именительный и винительный падежи и обосновывать своё мнение; определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм. Коммуникативные умения: учитывать мнение партнёра при взаимопроверке задания в рамках учебного диалога. |
IV. Рефлексия | Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) как помог(ла) исправить. Выполнял(а) задания……………(сам(а), с помощью одноклассника, учителя). Оцените себя на полях в тетради: «!» - молодец, все сделано правильно «+» - хорошо, но были небольшие ошибки «?» - нужна помощь учителя | | | Личностные умения: оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
V. Подведение итогов | Почему дательный падеж так называется? Назовите вопросы, на которые отвечает существительное в дательном падеже. Расскажите о роли существительного в дательном падеже в предложении. Назовите предлоги, которые употребляются с существительным в дательном падеже. Верно ли, что существительное в дательном падеже может употребляться как с предлогами к, по, так и с предлогами до, из, без, у, от, около, вокруг, для? В каком падеже стоят имя и фамилия адресата на конверте. | | | Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата. |