СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку. Дательный падеж имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с особенностями дательного падежа. Формировать умения определять дательный падеж имён  существительных по вопросам и предлогам. Развивать  познавательную  активность. Воспитывать  интерес к   предмету.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. Дательный падеж имён существительных.»

Учитель : Соснина Л. А.



Тема: Дательный падеж имён существительных. (4класс)

Цель: Познакомить с особенностями дательного падежа.

Формировать умения определять дательный падеж имён

существительных по вопросам и предлогам. Развивать

познавательную активность. Воспитывать интерес к

предмету.

Оборудование: Сигнальные карточки; презентация по теме;

Цветные карточки с заданиями для

дифференцированной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

- Я желаю Вам хорошего настроения, активности,

работоспособности.

- Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем и сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

  1. Проверка д/з. (с.65, упр.103)

- Знание каких правил помогло Вам выполнить домашнее задание?

  1. Минутка чистописания.

а) Аас АА сф фа … Дд дд да дл

в_р_бей с_рока асфальт



- Какое слово лишнее? Почему?

- Что общего в этих словах? (Существительное, словарные слова.)

- Зачем это слово записано на доске? (Новое словарное слово.)

- Запомните написание слова «асфальт». (Учитель вывешивает на доске слово-картинку.)

б) Этимология слова « асфальт »

Асфальт – название искусственной смолистой массы,

употребляемой в строительстве дорог.

В переводе с греческого обозначает «горная смола»), что значит ( «укрепляю», «связываю»).

В русском языке известно с древности как название минерала, а в XVII веке как «строительный материал».



в) Образуйте имя прилагательное ( асфальтовый).

г) Образуйте глагол ( асфальтировать, заасфальтировать).

д) Устно составьте предложение с этим словом.

  1. Орфографическая разминка

Ша..ка, ст..рик, яго..ки, зел..нь, пиро..ки.

- Объясните написание пропущенных букв.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Безударные гласные и парные согласные; одушевлённые и неодушевлённые;2-сложные и 3-сложные.)

……..

- Назовите слово из вставленных букв. ( Падеж )

- Итак, сегодня на уроке мы продолжаем работать с падежами.

  1. Распределительный диктант.

а) - Назовите признаки именительного падежа. ( Кто? Что? главный член предложения; не имеет предлогов; слово в И.п. стоит в начальной форме).

б) - Назовите особенности родительного падежа. (Имеет предлоги; кого? чего? второстепенный член предложения.)

- Следующее задание поможет узнать: насколько хорошо вы научились различать И. и Р. падежи имён существительных.

- Итак, распределительный диктант.



Iв. – выписывает фразы в И. падеже.

IIв. – выписывает словосочетания в Р. падеже.

- Записываем в столбик.

У доски работают 2 ученика. Учитель читает словосочетания и фразы:

Купила мама, купила для мамы; был у сестры, была сестра; бежала лиса, бежал от лисы; подарил другу!



Проверка. (Дети используют сигнальные карточки).

- А почему никто не записал словосочетание

подарил другу? (Оно стоит в Д. падеже.)



6. Работа по теме. Знакомство с новым материалом.



а) Мотивация ( Слайд)

Тема нашего урока: « Дательный падеж имён существительных»

Цель: научиться распознавать имена существительные в дательном

падеже.

б) Работа с предложением. (Слайд)

Туристы шли… (по) лесу...(к) реке.

- Запишите предложение, дополнив его подходящими по смыслу

предлогами. (Слайд)

- Подчеркните грамматическую основу. (Слайд)

- Определите падеж имён существительных. (Слайд)

в) Работа по таблице. (Наглядность.)

г) Алгоритм определения имён существительных. (Схема – опора на доске.)



7. Физкультминутка

«Как живёшь

- Как живёшь? Вот так!

- Как идёшь? Вот так!

- Как бежишь? Вот так!

- Как ночью спишь? Вот так!

- Как берёшь? Вот так!

- Как шалишь? Вот так!

- Как грозишь? Вот так!

- Как сидишь? Вот так!

  1. Применение нового материала.

а) Нахождение признаков Д. падежа.

- Какие признаки Д. падежа перечислены в стихотворении? (Два слайда)

Люблю падеж я Дательный,

он очень привлекательный,

он готов дарить, давать,

объяснять и помогать.

спросишь ты:

кому? чему?

Всем, кто нравиться ему.

А предлоги к и по

с ним идут одной тропой.

- А теперь снова за работу!

б) Составление словосочетаний в Д. падеже. (Слайд)

подарить сестра,

сказать отец,

ходить (по) земля,

спешить (к ) врач,

ехать (по) асфальт.

Проверка. (Слайд)

- Есть ли предлоги в словосочетаниях? (И да, и нет.)

– Какой вывод сделаем?

в) Работа с правилом ( в парах), с.69

- Что обозначают существительные в форме Д. падежа?

  1. Зрительная гимнастика. (Экран телевизора)

10. Закрепление нового материала ( разноуровневые задания на цветных карточках ).

Слабые средние сильные

- записать слова - найти, подчеркнуть - составить предложение

в Д. падеже существительные Д. об осени с существитель

падежа ными Д. падежа

Слабые – ( Р..бёнок, ..лень, пра..ник, р..ка, а..тобус. )

Средние – ( Работа по карточкам, Игра «Телеграммы» )



Игра « Телеграммы »

1. – уж сколько раз твердили миру

2. – Вороне где-то бог послал кусочек сыру …

3. – плутовка к дереву на цыпочках подходит …

(«Ворона и Лисица», И. Крылов )

4. – к Муравью ползёт она …

(«Стрекоза и Муравей», И. Крылов)



Сильные – Составить 1-2 предложения об осени с именами

существительными в Дательном падеже.

- Проверим задания.

11. Домашнее задание .

Прокомментировать.

12. Закрепление материала – Тест.



- А теперь в качестве закрепления проведём тест. Обведите правильные ответы.



- Составьте из обведённых букв слово. ( З Н А Т О К )

- Кого называют знатоком?

Знаток – это тот, кто обладает большими знаниями в чём-либо,

тонким пониманием чего-либо (Ожегов).

- Я желаю вам всем стать знатоками русского языка, грамотными людьми.

13. Игра «Кто первый?».

Ребята выписывают словосочетания в Д. падеже. Побеждают первые три ученика, правильно выполнившие задание.

14. Итог.

- Что узнали о существительных Д. падежа?

- С какими новыми словами познакомились?

15. Рефлексия (Слайд)

- Просигнальте карточками, как вы усвоили новый материал.

Зелёный цвет – Понял, научу друга.

Жёлтый – Испытывал трудности.

Красный – Нужна помощь учителя.



- СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!