Учитель : Соснина Л. А.
Тема: Дательный падеж имён существительных. (4класс)
Цель: Познакомить с особенностями дательного падежа.
Формировать умения определять дательный падеж имён
существительных по вопросам и предлогам. Развивать
познавательную активность. Воспитывать интерес к
предмету.
Оборудование: Сигнальные карточки; презентация по теме;
Цветные карточки с заданиями для
дифференцированной работы.
Ход урока:
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
- Я желаю Вам хорошего настроения, активности,
работоспособности.
- Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем и сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.
Проверка д/з. (с.65, упр.103)
- Знание каких правил помогло Вам выполнить домашнее задание?
Минутка чистописания.
а) Аас АА сф фа … Дд дд да дл
в_р_бей с_рока асфальт
- Какое слово лишнее? Почему?
- Что общего в этих словах? (Существительное, словарные слова.)
- Зачем это слово записано на доске? (Новое словарное слово.)
- Запомните написание слова «асфальт». (Учитель вывешивает на доске слово-картинку.)
б) Этимология слова « асфальт »
Асфальт – название искусственной смолистой массы,
употребляемой в строительстве дорог.
В переводе с греческого обозначает «горная смола»), что значит ( «укрепляю», «связываю»).
В русском языке известно с древности как название минерала, а в XVII веке как «строительный материал».
в) Образуйте имя прилагательное ( асфальтовый).
г) Образуйте глагол ( асфальтировать, заасфальтировать).
д) Устно составьте предложение с этим словом.
Орфографическая разминка
Ша..ка, ст..рик, яго..ки, зел..нь, пиро..ки.
- Объясните написание пропущенных букв.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Безударные гласные и парные согласные; одушевлённые и неодушевлённые;2-сложные и 3-сложные.)
……..
- Назовите слово из вставленных букв. ( Падеж )
- Итак, сегодня на уроке мы продолжаем работать с падежами.
Распределительный диктант.
а) - Назовите признаки именительного падежа. ( Кто? Что? главный член предложения; не имеет предлогов; слово в И.п. стоит в начальной форме).
б) - Назовите особенности родительного падежа. (Имеет предлоги; кого? чего? второстепенный член предложения.)
- Следующее задание поможет узнать: насколько хорошо вы научились различать И. и Р. падежи имён существительных.
- Итак, распределительный диктант.
Iв. – выписывает фразы в И. падеже.
IIв. – выписывает словосочетания в Р. падеже.
- Записываем в столбик.
У доски работают 2 ученика. Учитель читает словосочетания и фразы:
Купила мама, купила для мамы; был у сестры, была сестра; бежала лиса, бежал от лисы; подарил другу!
Проверка. (Дети используют сигнальные карточки).
- А почему никто не записал словосочетание
подарил другу? (Оно стоит в Д. падеже.)
6. Работа по теме. Знакомство с новым материалом.
а) Мотивация ( Слайд)
Тема нашего урока: « Дательный падеж имён существительных»
Цель: научиться распознавать имена существительные в дательном
падеже.
б) Работа с предложением. (Слайд)
Туристы шли… (по) лесу...(к) реке.
- Запишите предложение, дополнив его подходящими по смыслу
предлогами. (Слайд)
- Подчеркните грамматическую основу. (Слайд)
- Определите падеж имён существительных. (Слайд)
в) Работа по таблице. (Наглядность.)
г) Алгоритм определения имён существительных. (Схема – опора на доске.)
7. Физкультминутка
«Как живёшь?»
- Как живёшь? Вот так!
- Как идёшь? Вот так!
- Как бежишь? Вот так!
- Как ночью спишь? Вот так!
- Как берёшь? Вот так!
- Как шалишь? Вот так!
- Как грозишь? Вот так!
- Как сидишь? Вот так!
Применение нового материала.
а) Нахождение признаков Д. падежа.
- Какие признаки Д. падежа перечислены в стихотворении? (Два слайда)
Люблю падеж я Дательный,
он очень привлекательный,
он готов дарить, давать,
объяснять и помогать.
спросишь ты:
кому? чему?
Всем, кто нравиться ему.
А предлоги к и по
с ним идут одной тропой.
- А теперь снова за работу!
б) Составление словосочетаний в Д. падеже. (Слайд)
подарить сестра,
сказать отец,
ходить (по) земля,
спешить (к ) врач,
ехать (по) асфальт.
Проверка. (Слайд)
- Есть ли предлоги в словосочетаниях? (И да, и нет.)
– Какой вывод сделаем?
в) Работа с правилом ( в парах), с.69
- Что обозначают существительные в форме Д. падежа?
Зрительная гимнастика. (Экран телевизора)
10. Закрепление нового материала ( разноуровневые задания на цветных карточках ).
Слабые средние сильные
- записать слова - найти, подчеркнуть - составить предложение
в Д. падеже существительные Д. об осени с существитель
падежа ными Д. падежа
Слабые – ( Р..бёнок, ..лень, пра..ник, р..ка, а..тобус. )
Средние – ( Работа по карточкам, Игра «Телеграммы» )
Игра « Телеграммы »
1. – уж сколько раз твердили миру …
2. – Вороне где-то бог послал кусочек сыру …
3. – плутовка к дереву на цыпочках подходит …
(«Ворона и Лисица», И. Крылов )
4. – к Муравью ползёт она …
(«Стрекоза и Муравей», И. Крылов)
Сильные – Составить 1-2 предложения об осени с именами
существительными в Дательном падеже.
- Проверим задания.
11. Домашнее задание .
Прокомментировать.
12. Закрепление материала – Тест.
- А теперь в качестве закрепления проведём тест. Обведите правильные ответы.
- Составьте из обведённых букв слово. ( З Н А Т О К )
- Кого называют знатоком?
Знаток – это тот, кто обладает большими знаниями в чём-либо,
тонким пониманием чего-либо (Ожегов).
- Я желаю вам всем стать знатоками русского языка, грамотными людьми.
13. Игра «Кто первый?».
Ребята выписывают словосочетания в Д. падеже. Побеждают первые три ученика, правильно выполнившие задание.
14. Итог.
- Что узнали о существительных Д. падежа?
- С какими новыми словами познакомились?
15. Рефлексия (Слайд)
- Просигнальте карточками, как вы усвоили новый материал.
Зелёный цвет – Понял, научу друга.
Жёлтый – Испытывал трудности.
Красный – Нужна помощь учителя.
- СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ !