СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Давайте поговорим об этикете

Нажмите, чтобы узнать подробности

С какого возраста начинать разговор о вежливости, о правилах этикета, об общительности? Говорить об этом надо постоянно, вреда не будет...

Просмотр содержимого документа
«Давайте поговорим об этикете»

Классный час для уч-ся 5-6 классов

«Поговорим об этикете»




Цели:

  • развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;

  • привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.

  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.


Оборудование: 

набор предметов для практического занятия.

Ребятам предлагается поделиться на четыре команды (по количеству микрогрупп в классе)

Ход классного часа

Вступление

Учитель: 

Здравствуйте, ребята. Я думаю, что тему классного часа вы определите, когда послушаете следующее стихотворение

Ученики:

 (по очереди читают отрывок из стихотворения С. Маршака "Ежели вы вежливы"):

  1. Ежели вы вежливы
    И к совести не глухи,
    То место без протеста
    Уступите старухе.

  2. Ежели вы вежливы
    В душе, а не для виду,
    В троллейбус вы поможете
    Взобраться инвалиду. 

  3. И ежели вы вежливы,
    То, сидя на уроке, 
    Не будете с товарищем
    Трещать, как две сороки.

  4. И ежели вы вежливы,
    Поможете вы маме,
    И помощь ей предложите
    Без просьбы - то есть сами.

  5. И ежели вы вежливы,
    То в разговоре с тетей,
    И с дедушкой, и с бабушкой
    Вы их не перебьете.

  6. И ежели вы вежливы,
    Вы книжечку вернете
    В опрятном, не измазанном
    И целом переплете.

  7. И ежели вы вежливы, -
    Тому, кто послабее,
    Вы будете защитником,
    Пред сильным, не робея.

Учитель спрашивает ребят о теме классного часа.


Учитель:

Вы правы и сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения этикета; проведем дискуссии; разберем и обсудим жизненные ситуации и выполним практикум. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.


Факты из истории

Первый ученик: 

Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Высокие моральные качества, по мнению древних, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: 

Первые пособия по правилам поведения - трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро. На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово "этикет" произошло от названия карточек -"этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик:

На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях; где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего; чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем. Больного посещайте, мертвого приходите проводить: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.


Беседа

Учитель: 

А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета?

Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным?

Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться?

Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным?

На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)


Жизненные ситуации.

Учитель: 

Ребята, чтобы перейти к следующей части нашего урока, необходимо одному из представителей команды взять листочек бумаги, в котором описана жизненная ситуация и даны вопросы, на которые необходимо дать ответы. Ситуацию надо разыграть по ролям.

Ситуация 1.

Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор, - Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги".


Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. 

В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает: …


Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней? ...

(ответы учеников)

Ситуация 4.

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

(ответы учеников)


Практическая часть

Учитель:

Ребята, вам необходимо будет сейчас быстро отреагировать на ситуацию и дать правильное решение. Каждой команде предлагается три одинаковые ситуации и есть возможность заработать за каждый правильный ответ баллы.

Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. "Встреча гостей". 

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответдверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. "Приветствие". Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с ровесником? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например, офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. "Подарки". От каждой команды требуются три человека - один будет выбирать и дарить подарки, двое других - принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи. (Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. "Да - нет". Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

У каждого капитана сигнальная карточка, одна сторона которой зеленая (ответ «да»), другая – красная (ответ «нет»). Капитаны могут поручить отвечать одному из членов команды или взять эту миссию на себя.

  1. За столом ведут громкие разговоры (нет)

  2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб (да)

  3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками (да)

  4. Хлеб со стола берут вилкой (нет)

  5. Мальчик первым входит в темную комнату (да)

  6. Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги (да)

  7. На день рождения дарят четное количество цветов (нет)

  8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям (нет)

  9. Когда взрослый человек входит в класс, ребята приветствуют его стоя. (да)


Подведение итогов.

Учитель: 

Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Учитель: 

Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно:

  • Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям.

  • Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.

  • Будьте добрыми и чуткими к людям.

  • Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.


Релаксация: смайликом покажите свое мнение о классном часе.

Пока уч-ся выбирают смайлики, звучит песня Д. Кабалевского на стихи А. Барто «Вежливый вальс».


Учитель предлагает ребятам дома вместе с родителями пройти тест «Насколько вы общительны».

https://pustunchik.ua/checkyourself/tests-and-puzzles/test-na-tovaruskist





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!