СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом"»



РУССКИЙ ЯЗЫК, 7 КЛАСС

Тема урока:

«Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме».

Цели урока:

- активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;

формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

-формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество;

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Технологии: дифференцированного обучения, эвристического мышления,

информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология концентрированного обучения «Погружение».

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.





ХОД УРОКА:

1 Организационный момент.

Добрый день, ребята. Меня зовут Медведева Екатерина Владимировна. Я учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11 с. Красногвардейского. Сегодня я проведу в вашем классе урок.

Прежде, чем его начать, хочу познакомить вас с притчей.



Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель улыбнулся и объявил:

Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.


Я надеюсь, что мы сегодня подберем тот самый ключик. Желаю нам удачи!

2 Ход урока.

Ребята, обратите внимание на слайд.



Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
(М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)



На прошлом уроке вы познакомились с понятием «Деепричастие». Скажите, есть ли в этом отрывке деепричастие? (Да. Называют)

Фронтальный опрос.  

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

Внимание на доску. СЛАЙД

Тройка поплелась неторопливой рысью, отрывисто позвякивая бубенчиками. (И.С. Тургенев)

- Назовите деепричастие. Можем ли мы от деепричастия задать вопрос к другим словам? (Да)

Какой вывод мы можем сделать?

 Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми. Для чего же необходимо выделять деепричастный оборот запятыми?

К.Г. Паустовский сказал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (слайд)

Обратимся к правилу в учебнике. (читают)

– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

- Назовите самостоятельную часть речи по следующим грамматическим признакам: неизменяемое, обозначающее добавочное действие, которое может быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида.
 - Назовите тему урока и предположите его цели.

  1. Работа с текстом. (Слайд)

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 4-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

МОРЕ

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом.

М. Горький



2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол в предложениях. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.



ФИЗМИНУТКА

Философская минутка (слайд-фон с музыкой)



3 Работа по восстановлению предложений (1 ученик работает у доски)

(Слайд 13)

Цель: распространить деепричастия, пользуясь словами для справок; расставить знаки препинания.

1 Свернув (с чего? куда? )_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2.Извиваясь (как? где? )__________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и скалами, с дороги в лес.



(Слайд-фразеологизмы) Слова для справок: затаив дыхание, не смыкая глаз.

4 Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.

2.Всю ночь разведчики просидели в засаде, не заснув ни на минуту.

Слова для справок: затаив дыхание, не смыкая глаз.

-Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые? (Нет, они не обособляются, так как деепричастие, которое входит в состав фразеологического оборота теряет свою силу как часть речи. Смысл фразеологического оборота не выводится из значения отдельных слов, которые его составляют.)



5 Упражнение № 186

Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Благодарю вас за работу, воодушевление, присутствующее на уроке.

Сегодня вы получили тот самый ключик, который поможет вам открыть сундук …



Домашнее задание:

Выучить правило на странице 79, упр. 187 стр. 80