Тема. Дефис между частями слова - в наречиях . 7 класс.
Цели: Закрепить знания о приставочно-суффиксальном способе образования наречий; познакомить с орфограммой «Дефис в наречиях», ее графическим обозначением; формировать умение находить и объяснять с помощью правила изученную орфограмму, правильно писать слова с этой орфограммой.
Повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; закрепить навыки самостоятельной работы.
Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока .
I. Повторение: способы словообразования; дефис в неопределенных местоимениях ,дефис в сложных прилагательных .
1. Объяснительный диктант.
Физико-математический,легкоатлетический,темнолиловый,журнально-газетный, средневековой, чистый-чистый, юго-западный, радиолокационный, пол-лимона, англо-русский, пол-Москвы, кое-кому, кого-то, Юго-Восточная Азия, полкласса, водопроводный (водопровод).
2. Вопросы на повторение.
- Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в сложных прилагательных, дефис в отрицательных местоимениях.)
- В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если оке сложное прилагательное образовано от словосочетания (легкая атлетика), оно пишется слитно.)
- В каком случае ставится дефис в неопределенных местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)
- IIII. Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях»
1.Задания.
- Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: неискренне, по-другому, по-прежнему, нимало, неожиданно, горячо по-дружески, во-первых, изредка, далеко-далеко в-третьих. (Приставки не, ни, по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)
- Составьте словосочетания с этими наречиями. ( Неискренне говоришь, по-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал, далеко-далеко зашел, неожиданно появился изредка смеялся)
- Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.
2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42, с. 114-115)
- Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с дефисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых
выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)
3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными,
прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).
По-другому думаю - иду по другому пути.
По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию.
В-третьих, сказал... - в третьих примерах каждой группы.
Сделал по-вашему - по вашему лицу вижу.
Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.
IV. Коллективная работа над упражнением 250 (комментированное письмо).
* Упражнение 251 . Самостоятельная работа. Работа в парах.
V. Творческая работа.
Образование наречий с помощью приставки кое- и суффикса –то, -либо, -нибудь :
Как - как-то …..;
Когда – когда-либо…..;
Где- где-нибудь…;
Куда- кое-куда……;
VI. Выборочный диктант. Дидактический материал.
Выписать наречия, образованные путем сложения, обозначить изучаемую орфограмму.
VII. Систематизация изученных правил о дефисном написании наречий. Коллективное составление таблицы «Дефис в наречиях».
VIII. Построение связного устного высказывания на тему «Дефис в наречиях.
Домашнее задание
1. § 42 (с. 114-116) - самостоятельно изучить теоретический материал нас. 116.
2. Упражнение 252.