СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность (ишмердүүлүк)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность

План.

  1. Понятие о деятельности.
  2. Структура деятельности.
  3. Виды деятельности.

 

 «Наше сознание было отлито в форме деятельности».

                                                                                                А.Бергсон

1. Иш-аракет жөнүндө түшүнүк.

2. Иштин структурасы.

3. Иш-аракеттердин түрлөрү.

 

  "Биздин аң-сезимибиз иш-аракет түрүндө калыптанган."

                                                                                                 A. Бергсон

Просмотр содержимого документа
«Деятельность (ишмердүүлүк)»

Деятельность

План.

  1. Понятие о деятельности.

  2. Структура деятельности.

  3. Виды деятельности.

 

 «Наше сознание было отлито в форме деятельности».

                                                                                                А.Бергсон

1. Иш-аракет жөнүндө түшүнүк.

2. Иштин структурасы.

3. Иш-аракеттердин түрлөрү.

"Биздин аң-сезимибиз иш-аракет түрүндө калыптанган."

A. Бергсон

Понятие о деятельности

Все живые существа способны к самостоятельной силе реагирования, преобразуя или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, т.е. проявляя активность. Выступая как всеобщая характеристика живого, в человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и, в силу своей специфичности, получила название «деятельность».

Иш-аракеттердин концепциясы

Бардык тирүү жандыктар көзкарандысыз реакция күчүнө жөндөмдүү, тышкы дүйнө менен тыгыз байланышты өзгөртүп же сактап турушат, б.а. жигердүүлүгүн көрсөтүү. Тирүү организмдердин жалпы мүнөздөмөсү катары иш алып баруу, адамзат коомундагы иш-аракет өзгөчө көрүнүшкө ээ жана өзүнүн өзгөчөлүгүнө байланыштуу "активдүүлүк" деп аталат.

 

  Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Значение. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных.

Иш-аракет - бул курчап турган дүйнөнү, анын ичинде өзүн жана өзүнүн жашоо шарттарын таанып билүүгө жана чыгармачыл трансформациялоого багытталган адамдын иш-аракетинин белгилүү бир түрү.

Мааниси. Адам өзүнүн иш-аракетинде материалдык жана руханий маданияттын объектилерин жаратат, анын жөндөмдөрүн өзгөртөт, жаратылышты сактайт жана өркүндөтөт, коомду курат, анын ишмердүүлүгүсүз жаратылышта болбогон нерсени жаратат. Адам өзүнүн иш-аракетинин жемиштүү, чыгармачыл мүнөзүнөн улам, өзүнө жана жаратылышка таасир берүүчү белгилер тутумун, куралдарды жаратат. Азыркы адам ушундай объектилердин курчоосунда жашайт, алардын бири дагы жаратылыштын таза жаратылышы эмес. Ушундай объектилердин баарына, айрыкча жумушта жана күнүмдүк турмушта, адамдын колу менен акылы тигил же бул даражада колдонулган, ошондуктан аларды адамдык жөндөмдөрдүн материалдык ишке ашырылышы деп эсептөөгө болот. Аларда, сыягы, адамдардын акыл-эсинин жетишкендиктери объективдештирилген. Мындай объектилер менен иштөө ыкмаларын өздөштүрүү, аларды иш-аракетке киргизүү адамдын өзүнүн өнүгүүсү катары иш алып барат. Ушулардын баарында адамдын иш-аракети жаныбарлардыкынан айырмаланат.

Рассмотрим еще некоторые отличия деятельности людей от поведения животных:

 

Поведение животных

 Деятельность человека

Носит инстинктивно-биологический характер

Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

Нет совместной деятельности

Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности

Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации

Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости

Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно

Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям



Адамдын ишмердүүлүгү менен жаныбарлардын жүрүм-турумунун дагы бир нече айырмачылыктарын карап көрөлү:

Жаныбарлардын жүрүм-туруму

 Адамдын иши

Инстинктивдүү биологиялык мүнөзгө ээ

Когнитивдик муктаждыкты жана баарлашуу муктаждыгын жетекчиликке алуу

Биргелешкен иш-чаралар жок

Ар бир иш-аракет адамдар үчүн алардын биргелешкен иш-аракетинде ээлеген орду менен гана мааниге ээ болот.

Визуалдык таасирлерди жетекчиликке алып, визуалдык кырдаалда аракет кылыңыз

Рефераттар, нерселердин байланыштарына жана байланыштарына кирип, себептик көзкарандылыктарды орнотот

Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно

Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям





Деятельность человека всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности – источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению деятельности.

Выделяют потребности естественные и социальные.

Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они окончательно не сформированы и развиваются в течение всей жизни. Эти потребности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Так, если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и дыхании, он погибнет.

 Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных относятся: потребность в общении, потребность в знаниях, культурные потребности и т.д.

 

 

Структура деятельности

 

Деятельность человека имеет следующие компоненты: мотив, цель, предмет, действия и операции, средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными. Духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов и т.д. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные

виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом учебной деятельности являются знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Действием называют акт, часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов, разработку продукта. Выделяют действия предметные, умственные, сенсорные.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Психологически полная структура деятельности всегда включает в себя:

1. Мотивационно-ориентировочный компонент, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности.

2. Исполнительный (операционный) компонент, где человек осуществляет действия с помощью различных операций.

3. Контрольно-оценочный компонент, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил.

 

 

Виды деятельности

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют четыре генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: общение, игру, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, совместной деятельности между людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио и т.д.).

Игра – это вид деятельности, состоящий в отражении различных сторон жизни (например, взаимоотношений со взрослыми). Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую он в игре берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение складывается из: усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений; приемов и операций, из которых складываются основные виды деятельности; овладения способами использования указанной информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности. Обучение есть двусторонний процесс передачи и усвоения знаний и включает в себя взаимодействие ученика и учителя; учение – не пассивное восприятие, не просто прием передаваемых учителем знаний, а их освоение.

Труд – это вид деятельности, целью которого является создание общественно полезного продукта (как материального, так и духовного). Занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни и т.д. Труд в целом – не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных закономерностях он не предмет психологии, а общественных наук.

Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Общение является ведущим видом деятельности в младенческом возрасте (0-1г.) (эмоциональное общение) и в подростковом возрасте (11-15 л.) (общение со сверстниками), игра – в дошкольном возрасте (3-7л.), учение – в младшем школьном возрасте (7-10л.), разновидность трудовой деятельности –учебно-профессиональная деятельность – в старшем школьном возрасте (15-17л.). В трудах А.Н. Леонтьева показано, что именно в ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?

2. Каковы основные компоненты структуры деятельности?

3. Может ли мотив деятельности совпадать с ее целью? Ответ обоснуйте.

4. Приведите примеры действий и операций деятельности.

5. Назовите основные виды деятельности.

6. Какие формы игр различают? Приведите примеры для каждого вида игры.

7. В каком возрасте общение является ведущим видом деятельности?

8. Какой вид деятельности является ведущим в вашем возрасте? Ответ обоснуйте.

9. * Проанализируйте следующие формы деятельности с точки зрения ее структуры:

- литературная деятельность,

- педагогическая деятельность,

- игра в прятки,

- изучение иностранного языка.

    

Литература

 

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.21-37.

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С.73-189.

  2. Немов Р.С. Психология: В 3 т. М., 1995. С. 124-140.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. т.1. С. 14-93.

  4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. С. 72-125.



суроо

1. Адамдын иш-аракети жаныбарлардын жүрүм-турумунан эмнеси менен айырмаланат?

2. Билим берүү структурасынын негизги компоненттери кайсылар?

3. Иш-аракеттердин мотиви анын максаты менен дал келиши мүмкүнбү?

4. Окуучулардын аракеттерине жана жөндөмдөрүнө мисал келтир.

5. Негизги иш-чаралар кандай?

6. Оюндар эмне үчун ойнотулат, формаларынын айырмасы? Оюндун ар бир түрүнө мисал келтиргиле.

7. Карым-катнаш кайсы жаш курагында алдыңкы орунда турат?

8. Силердин курагыңардагы алдыңкы иш-аракет кайсы?



методы психологии

Психика и ее развитие

Деятельность

психологиянын методдору

Психика жана анын өнүгүшү

иш-аракет, жөндөмдүүлүк