СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Экологическая игра-путешествие: «По лесной тропе».
(для 1-4 классов)
Учитель начальных классов: Бочулинская Н.Д.
Цели: углубление экологических знаний, обобщение знаний о животных и растениях леса; развитие внимания, памяти; воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на земле.
Оборудование: наглядность по теме «Лес» (плакаты, иллюстрации, презентации, самодельные знаки поведения в лесу, шишки ели, сосны, лиственницы, кедра), выставка книг о лесе.
Ход игры
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
1 Ведущий: Здравствуйте, ребята! На огромных просторах нашей страны раскинулись леса. Их часто называют зеленым океаном, настолько они велики могучи. Лес всегда полон жизни, он всегда в движении и в работе. Он поддерживает жизнь на всей планете. Он – ее легкие!
2 Ведущий: Издавна лес был другом и защитником человека. Он его кормил, лечил, одевал, обувал, давал ему приют и давал материал для строительства жилища. А взамен требовал, да и сейчас особенно требует только одного – бережного с собой отношения. Чтобы выполнить это требование, нужно быть, конечно, добрым человеком, любить все живое на земле.
1Ведущий: Но нужно еще быть человеком знающим. Нужно знать:
- как живет лес,
- каждое его дерево,
- каждая травинка,
- что хорошо и что плохо для него,
- чем ему нужно помочь в трудный час.
2 Ведущий: Хоть он и волшебник, наш ЛЕС, но без нас ему не обойтись, как и нам без него!
Сегодня вы будете путешествовать по лесу. На вашем пути вы сделаете 8 привалов: вас ждёт лесной доктор, грибная полянка, следы неизвестных животных и много других лесных приключений. Путешествие по станциям во время игры – поможет вам увидеть лес другими глазами, раскроет многие тайны этой сказочной страны!
Сейчас вы находитесь в начале путешествия. Чтобы вступить на лесную тропу вы должны назвать нам «лесной пароль» - это ваши знания правил поведения в лесу. Итак, какие правила поведения в лесу вы знаете, покажите приготовленные вами знаки поведения в лесу.
(От каждого класса выступают по 3 человека, которые защищают свою команду)
Команды получают свои маршрутные листы, по которым они отправятся в путешествие.
Привал «Лесные великаны»
Показывается презентация, в которой содержатся фото: сосны, ели, берёзы, клёна, рябины, дуба, осины. Учащиеся должны по фотографиям определить виды деревьев, рассказать о них. Рассказы детей дополняются ведущим.
Затем ребятам предлагаются вопросы на выбор, оформленные на листьях дуба.
- Вопросы самым любознательным:
В каких лесах, если заблудишься, бывает особенно страшно? (В еловых и пихтовых – они очень тёмные даже днём.)
В каких лесах строят туберкулёзные санатории? Почему? (В сосновых. Фитоноциды сосны убивают туберкулёзную палочку.)
Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека? (Ель. Из-за новогодней традиции.)
Из древесины какого дерева дома наиболее долговечные? (Из лиственницы.)
У какого дерева хвоя держится до 10 лет? (У пихты.)
Какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара? (Берёза, она светолюбивая.)
Какое дерево известно своей неприхотливостью и нетребовательностью к условиям своего произрастания? (Сосна.)
Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? ( Рябины.)
У какого дерева самые красивые и длинные иголки? (У кедра.)
Рядом растут маленькие ель и берёза. Скажите, кто кого переживёт? (Теплолюбивая ель перерастёт берёзу и, лишив её света, погубит.)
Привал «Чьи шишки?»
Дети подходят к столу, где разложены шишки сосны, ели, лиственницы, кедра, по 5 штук каждого вида.
Ведущий: Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать шишки. Разберите их и назовите, какие шишки, от какого дерева.
- А кто питается семенами шишек?
- А сейчас ваша задача из шишек, сухих веточек, желудей сделать поделки.
(Из поделок оформляется выставка)
Привал «Боровичок»
У ведущего корзинка с муляжами грибов: белого гриба, лисички, сыроежки, груздя, опят, мухомора, бледной поганки, подосиновика, подберёзовика.
Ведущий: Дети, давайте собирать грибы. Вы берёте гриб и называете его.
А теперь вытягиваете вопросы и отвечаете на них.
Вопросы:
Из каких грибов можно сварить первый грибной суп в сезоне?
(Первый грибной суп варят из сморчков)
Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка.)
Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте города? (Нельзя. Они впитывают в себя вредные промышленные выбросы.)
Как правильно собирать грибы? (Срезать гриб ножом, не повреждая корни.)
Назовите самый вредный гриб (Бледная поганка)
У каких грибов шляпки разного цвета, а название одно? (Сыроежка)
Какой гриб растёт с большой скоростью, а в старости превращается в пыль? (Дождевик)
Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Грузди, опята, лисички).
Привал «Зелёная аптека»
Учащимся показывается презентация о лекарственных травах леса. Ребята сами называют виды растений (которые узнали) и рассказывают о них. Рассказы детей дополняются ведущим.
Ведущий: (в белом халате со знаком «лесная аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»). Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по лесной тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно вы заболели. Я не буду давать вам горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.
Диагнозы:
Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение… (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы)
Отправляясь путешествовать, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение… и забинтовать ноги. (Подорожник, мох)
С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай …(Из малины, липового цвета, зверобоя)
Шагая по тропе, я увидел незатушенный костёр. Я поторопился сбить огонь и обжёг руку. Хорошо, что мне попался… Это настоящий лесной пластырь. (Гриб-дождевик, измельчённая хвоя сосны).
Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай… (Из валерианы, пустырника)
Переходя болотистое место, я сошёл с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар… (Из валерианы, плодов боярышника и купены)
Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил… боль стала стихать. (Подорожник)
Путешествуя по лесу, мы набрели на родник. Я выпил много студёной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла… (Мать- и-мачеха, багульник, подорожник, шалфей)
Привал «Осторожно! Ядовитые растения»
На стенде развешаны иллюстрации ядовитых и неядовитых растений: лютик едкий, чемерица, волчье лыко, белена, вороний глаз, купальница европейская, герань лесная, пастушья сумка.
Ведущий: Дети, вижу, что вы с успехом добрались до меня и набрали большое количество очков. На моём привале остановка очень опасная. Здесь вас окружают ядовитые растения. Возьмите у меня задания, они написаны на ядовитых кувшинчиках белены. Если вы правильно ответите на вопросы, то вы получите ещё дополнительные баллы.
Покажите, какому красивому, но ядовитому растению досталось название хищного зверя? (Волчье лыко)
Назовите растение, у которого есть единственная синяя ядовитая ягода. (Вороний глаз)
Какое растение растёт на пустырях вблизи человеческого жилья. (Белена)
Какому ядовитому растению принадлежат эти ядовитые кувшинчики? (Белена)
Осторожно выберите два неядовитых растения. Назовите их. (Купальница, герань)
Какое слабоядовитое растение луговое растение, съеденное на лугу коровой, вызывает горечь у молока? (Лютик ядовитый).
Привал: «В гостях у обитателей леса».
Ведущий (в костюме лешего): А вот вы попали к нам в гости. Лес – родной дом для многих животных: зверей, птиц, насекомых. Жители леса располагаются здесь как в многоэтажном доме. Этажи леса строго распределены между ними, и обмен тут невозможен. Расскажите, кто на каких этажах живет? (книга «Азбука живой природы» с. 222)
- А теперь для вас конкурс: «Угадай, кто это!»
(по фотокарточкам дети узнают животных, рассказывают о них).
- А знаете ли вы, что есть тесная связь между жизнью леса и его обитателями и жизнью человека? А знаете ли вы что :
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность т мамярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160 – 170 комаров.
Птицы – это лесные доктора. А кого еще называют лесным доктором?
Ребята, а вы знаете загадки о лесе и его обитателях? А теперь попробуйте отгадать мои загадки:
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
1. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
2. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это … (лось)
3. Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный … (еж)
4. В сосне – дупло, в дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (белка)
5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
6. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (кабан)
7. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит… (рысь)
8. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
Подведение итогов.
Команды возвращаются в зал для подведения итогов.
- Закончилось наше путешествие в мир леса, в котором, как вы убедились, открываются тайны лишь тому, кто умеет смотреть и наблюдать, вслушиваться в тишину и шепот деревьев, тому, кто хорошо знает лес и его обитателей. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!!!