Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя математики по формированию функциональной математической грамотности обучающихся»
Деятельность учителя математики по формированию
функциональной математической грамотности обучающихся
«Если вы хотите научиться плавать,
то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи,
то решайте их!»
Венгерский математик Дьёрдь Пойа
Качество, эффективность, успешность в любой деятельности зависит от многих слагаемых, В педагогической деятельности одним из таких слагаемых является мастерство учителя, его профессионализм. Это и умение чётко представлять цель своего труда, и умение найти пути достижения этой цели, и многое другое. Подготовка обучающихся общеобразовательной школы должна быть направлена не только на формирование грамотности (система знания, умения, навыки), но и на развитие основ функциональной грамотности – умений использовать приобретенные знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Большое значение имеет умение учителя отслеживать результат своей работы, поэтому целесообразно рассмотреть мониторинговую деятельность учителя. Педагогическая наука даёт нам информацию о некоторых мониторинговых программ. Одним из мониторингов сформированности функциональной грамотности служит тестирование PISA.
PISA - это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), в рамках которой оцениваются знания и навыки обучающихся школ в возрасте 15-ти лет.
В исследовании PISA математическая грамотность определяется как «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира»
Для успешного прохождения этого тестирования необходимо познакомить обучающихся и их родителей с образцами заданий международного исследования. Учить решать задачи формата PISA. Это можно делать на занятиях внеурочной деятельности, а также организовать обучение школьников в дистанционном режиме.
Также я хочу остановиться на Интернет ресурсах, т. к. умение использовать этот инструмент в педагогической деятельности может значительно повысить качество работы.
В своей педагогической деятельности по формированию функциональной математической грамотности я использую следующие Интернет ресурсы.
На сайте Института стратегии развития образования Российской Академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
В рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» имеются материалы по шести направлениям функциональной грамотности, которые включают: демонстрационные материалы, банк заданий, характеристики заданий ,методические рекомендации и критерии оценивания.
На сайте Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет" (ГОУ ВО МО "ГСГУ") https://gukolomna.ru/obrazovanie/funktsionalnaya-metmaticheskaya-gramotnost.php предлагается ряд видео-уроков, видео-задач, а так же банк задач практико-ориентированной направленности.
На сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/ доступны диагностические работы по формированию функциональной грамотности. Предоставлены спецификация работ, методические рекомендации и критерии к оцениванию. Причем работы созданы так, что часть работы проверяет эксперт, а часть работы проверяется автоматически. По завершению проверки учитель может скачать результаты. Для назначения диагностических работ учителю необходимо зарегистрироваться на сайте РЭШ, регистрация для обучающихся необязательна, они получают код работы для входа в систему.