Белкина Людмила Эдуардовна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества»
Деятельность учреждения дополнительного образования детей в вопросах воспитания, образования и социальной адаптации детей
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А.С.Макаренко
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1].
Строить взаимоотношения с детьми и их родителями в сфере дополнительного образования можно только на основе сотрудничества, поиска общих интересов, использования особых новых технологий и методов, помогающих пробудить у детей интерес к знаниям, приобретению необходимых для жизни умений. И все это – в условиях дефицита традиционных человеческих ценностей, изменения практик семейного воспитания, дефицита общения, замещения реального мира виртуальным. [2]
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» (далее МБУДО «ДДЮТ», Дворец творчества) является важнейшей составляющей образовательного пространства города Ефремова Тульской области, выполняя роль центра воспитания и образования, социальной адаптации и профессионального самоопределения ребенка.
МБУДО «ДДЮТ» является базовой площадкой ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», по теме: «Дворец детского (юношеского) творчества как центр развития социально активной и деятельной личности».
Первый шаг по реализации данного проекта – ориентация на формирование социального заказа, который находит свое непосредственное воплощение в изучении образовательных потребностей субъектов образовательного процесса.
По результатам социологических исследований потребителей дополнительных образовательных услуг, проведенных в 2021 году, выявлено, что все родители удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Их решение основывается на желании развить способности ребёнка (67%), дать ребёнку разностороннее образование (44%), заниматься любимым делом (35%), подготовить ребенка к выбору профессии (21%). Это обусловлено высоким профессионализмом педагогов (29%), а главное, желанием детей приобретать новые знания и умения, проявлять свои творческие способности. Задача педагогов создать условия для формирования общей культуры жизнедеятельности учащихся, нравственного отношения к людям, эстетических и творческих способностей, психологической культуры.
Как эффективно организовать дополнительное образование в условиях современной действительности в малом городе России, чтобы оно отвечало всем многообразным запросам?
Целенаправленно расширяя и углубляя выявленные потребности и интересы, мы, тем самым, формируем в психологических представлениях детей, педагогов, родителей (основных носителей социального заказа) спрос на качество и социально-перспективную предметную направленность реализуемых программ дополнительного образования детей. При этом родители, благодаря разнообразию сложившихся форм сотрудничества с Дворцом творчества, становятся все более активными партнерами, активно включаются в практическую деятельность.
Проект «Взрослые и дети: счастливы вместе» - это начало целенаправленной работы нашего учреждения по созданию среды, дружественной детям. Современные родители мало интересуются успехами детей в школе, тем более в учреждениях дополнительного образования детей. Наш проект дает возможность лишний раз пообщаться родителям с детьми на основе формирования общности интересов, способствует возрождению эмоциональной и духовной близости семей.
Цель проекта: обеспечить условия для формирования социальных компетентностей ребенка, партнерских отношений семьи и Дворца творчества, развития разносторонних способностей детей, организации совместного свободного времени и содержательного досуга.
Задачи:
Формирование культуры самоопределения и социальной адаптации учащихся;
Развитие коммуникативных умений у детей и родителей;
Организация досуга участников образовательного процесса;
Выстраивание индивидуального образовательного маршрута в процессе интеграции основного и дополнительного образования;
Обеспечение доступности дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей;
Профориентационная направленность, интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое, профессиональное самоопределение и совершенствование учащихся.
Проект включает восемь направлений, которые будут развиваться и наполняться новым содержанием:
- «Здоровье как ценность»;
- «Когда мы вместе»;
- «Планета детства»;
- «Навстречу друг другу»;
- «Родные корни»;
- «Радость творчества»;
- «Мастер»;
- «Профи».
В подготовке и реализации проекта принимают участие администрация, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, методисты, учащиеся.
В процессе работы над проектом родители становятся непосредственными участниками и организаторами воспитательных и творческих мероприятий.
Проект реализуется в тесном контакте с администрацией муниципального образования Ефремовский район, комитетом по образованию, комитетом социальной защиты населения, образовательными учреждениями. К его реализации привлекаются общественные и культурные организации: совет ветеранов Великой Отечественной войны, клуб «Землянка», общественная организация «Пламя», библиотеки и музеи, а также средства массовой информации.
В течение 2020-2022 гг. реализуются 3 этапа.
1 этап
Проходит в детских объединениях Дворца творчества:
- Проведение бесед педагогов с детьми и родителями;
- Привлечение родителей к организации мастер-классов;
- Организация психолого-педагогического просвещения.
Ежегодно проводится тематические «Недели совместных творческих дел» в соответствии с направлениями проекта.
Учащиеся и родители совместно с педагогами дополнительного образования в объединениях продумывают план «проживания недель». По итогам недели педагог предлагает каждой семье обдумать и выделить самый яркий эпизод недели. Представить свой опыт творческого дела можно в разнообразных формах: вечер вопросов и ответов, тематический вечер, мастер-класс, смотр талантов, вечер добрых сюрпризов, день национальных культур и др.
2 этап
Аналитическая группа методистов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов собирают материалы и анализируют их, продумывая задачи, методы и формы дальнейшей работы.
3 этап
Проведение тематического познавательно-развлекательного тематического выходного дня в форме конкурса творческих проектов по определенному направлению.
Остановимся на некоторых направлениях проекта.
«Планета детства» - направление реализуется в городском отделении РДШ, которое является важным ресурсом в становлении социально активной личности, и вовлекает учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Деятельность детей и подростков планируется через систему творческих проектов, конкурсов, соревнований. Каждому участнику проекта предоставляется возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, что способствует переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогает самовыражению личности, дает возможность самоподготовки и самореализации, помогает детям научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения. Реализация проектов: «Я-лидер», «Школа безопасности», «Огонь и мы», «За безопасность дорожного движения», «Это твоя земля», «И помнит мир спасенный…». Освещать самые яркие детско-взрослые со-бытия поможет создание пресс-центра «Мы – сами», который будет издавать буклеты, флаеры, видеорепортажи.
«Мастер», в процессе развития происходит активное осмысление содержания, организационных форм и технологий деятельности: открываются студийные объединения, работающие по интегрированным дополнительным образовательным программам, которые формируют среду, стимулирующую развитие личности, позволяющую проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку, свой статус в глазах сверстников.
Это студии «Волшебная палитра», «Вокально-инструментальный ансамбль «Камертон», «Волшебный микрофон», которые получили высокую оценку на шестом и седьмом областных конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»: педагог Шаховцева О.В. – лауреат (1 место) в номинации «Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство», Чегринец М.А., Панина С.В. – призеры (2 место) в номинации «Художественная». Педагог Шаховцева О.В стала также финалистом VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», её дополнительная общеобразовательная программа студии «Волшебная палитра» - победитель регионального этапа VIII Всероссийского конкурса авторских программ в номинации «Художественная».
Инновационным станет открытие новых объединений, студий, таких как: «Развивающая мультипликация», «Ателье-магазин», «История и искусство национального костюма», «Кукольный театр», «Музыкальная семья» (совместные занятия для ребенка и родителей), «Изучаем язык испанцев», «Французский язык», фотостудия «Взрослые как дети», «Знатоки этикета».
Формируя коллектив МБУДО «ДДЮТ», особое место отводим сотрудничеству между взрослыми и детьми, коллектив представляется как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живет, организовывая совместную деятельность детей и взрослых. Совместная деятельность обеспечивает ребенку личностное самоутверждение, возможность реализовать важнейшую потребность этого возраста в самосовершенствовании, а также обеспечения качества счастливой жизни. Реализуются мини - проекты, как «Творческая мастерская», «Родительские встречи», «Вечёрки», «Компьютер для бабушек и дедушек», встречи с людьми различных профессий «Дело по душе», конкурс «Малые и большие звезды Дворца творчества».
Новой формой работы для нас будет создание «Клуба заинтересованных отцов и дедушек», на заседаниях которого появится возможность создать обстановку конструктивного сотрудничества, проявлять творчество в различных конкурсах, поделиться секретами своих профессий, хобби.
«Профи», которое формирует у подростков потребность самоопределения в одном из видов творческой деятельности и участия в общественной жизни Дворца творчества.
Основным средством формирования социальной активности старшеклассников является вовлечение их в деятельность по выбранному профилю: предоставление бесплатных парикмахерских, компьютерных и швейных услуг малообеспеченным семьям, инвалидам и ветеранам, организация благотворительных концертов. Реализуются мини-проекты: «Коса – девичья краса», «Семейный дуэт», «Выпускник года», конкурс «Лучший по профессии», дистанционные конкурсы
Все это помогает в определении выбора специальности многих выпускников, которые продолжили обучение и работают по выбранному профилю: дизайн, педагогика, музыка, экономика, кройка и шитье, компьютерное обеспечение, парикмахерское дело.
Таким образом, дополнительное образование будет признано пространством позитивной социализации детей, где каждый обретает опыт обустройства своей жизни в современном мире.
Список используемой литературы:
Обращение ЦСОП образования к участникам и гостям Всероссийской научно-практической конференции ЦФО «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации» г. Воронеж 7-9 ноября 2013 г. – с.2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»