СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность учреждения дополнительного образования детей в вопросах воспитания, образования и социальной адаптации детей

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта инновационной проектной деятельности нашего учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность учреждения дополнительного образования детей в вопросах воспитания, образования и социальной адаптации детей»

Гладких Валентина Васильевна – директор, Белкина Людмила Эдуардовна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Грачева Варвара Викторовна – заведующая методическим отделом

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества»

Деятельность учреждения дополнительного образования детей (далее МБОУДОД «ДДЮТ», Дворец творчества)в вопросах воспитания, образования и социальной адаптации детей

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

А.С.Макаренко

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1].

Строить взаимоотношения с детьми и их родителями в сфере дополнительного образования можно только на основе сотрудничества, поиска общих интересов, использования особых новых технологий и методов, помогающих пробудить у детей интерес к знаниям, приобретению необходимых для жизни умений. И все это – в условиях дефицита традиционных человеческих ценностей, изменения практик семейного воспитания, дефицита общения, замещения реального мира виртуальным. [2]

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» является важнейшей составляющей образовательного пространства города Ефремова Тульской области, обеспечивая условия для формирования социальных компетентностей ребенка, развития разносторонних способностей детей, организации их свободного времени и содержательного досуга.

По сутиДворец творчества выполняет роль центра воспитания и образования, социальной адаптации и профессионального самоопределения ребенка.

С 2008 года МБОУДОД «ДДЮТ» является базовой площадкой ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», с 2013 года - участником регионального проекта «Пространство детства: современность и будущее» по теме: «Дворец детского (юношеского) творчества как центр развития социально активной и деятельной личности».

Первым шагом по реализации данного проекта является ориентация на формирование социального заказа, который находит свое непосредственное воплощение в изучении образовательных потребностей субъектов образовательного процесса (детей, подростков, старшеклассников, родителей и педагогов).

По результатам социологических исследований потребителей дополнительных образовательных услуг, проведенных в 2013 году, выявлено, что практически все родители удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Это обусловлено высоким профессионализмом педагогов, а главное, желанием детей приобретать новые знания и умения, проявлять свои творческие способности.Для педагогов важным является создание условий для формирования общей культуры жизнедеятельности учащихся, нравственного отношения к людям, эстетических и творческих способностей, психологической культуры (уменияобщения, владения собой, самопознания и самореализации).

Как же эффективно организовать дополнительное образование в условиях современной действительности в малом городе России, так чтобы оно отвечало всем многообразным запросам?

Целенаправленно расширяя и углубляя выявленные потребности и интересы, мы тем самым формируем в психологических представлениях детей, учителей, педагогов, родителей (основных носителей социального заказа) спрос на качество и социально-перспективную предметную направленность реализуемых программ дополнительного образования детей. При этом родители, благодаря разнообразию сложившихся форм сотрудничества с Дворцом творчества, становятся все более активными партнерами педагогов, активно включаются в практическую деятельность.

МБОУДОД «ДДЮТ»становится инициатором реализации социально-педагогического проекта по созданию среды, дружественной детям. В основе проекта «Взрослые и дети: счастливы вместе»- создание условий для самоопределения и социальной адаптации учащихся, чтопозволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в процессе интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивать доступность дополнительных образовательных услуг для всех групп детского населения и учащейся молодежи, профориентационную направленность, интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и профессиональное самоопределение и совершенствование учащихся.

Проект включает несколько направлений, которые, конечно, будут развиваться и наполняться новым содержанием:

-«Здоровье как ценность», ориентированно на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование умений адаптироваться в социальной среде, формирование духовно-волевых качеств.

ОрганизацияДней здоровья, акций «Нет наркотикам!», «За здоровый образ жизни!», праздников «Мама, папа и я – спортивная семья» привлечет не только учащихся, но и их родителей, весь педагогический коллектив к совместному проведению досуга.

- «Когда мы вместе»,направленно не только на овладение детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умениями содержательно и интересно проводить свой досуг, но, и на наполнение его социальнозначимым смыслом. Формированию чувства ответственности за свою судьбу и социум, в котором он живет.

Своеобразие дополнительного образования в условиях малого города состоит и в органическом сочетании образовательной и досуговой деятельности и является важным компонентом воспитательного пространства нашего учреждения. «В семейном кругу», «Путешествие по стране Добра и Радости» - эти творческие мероприятия открывают новые возможности для каждого участника.

- «Планета детства - направление реализуетсягородской детской общественной организацией «Гелиос», которая является важным ресурсом в становлении социально активной личности, и вовлекает учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.Деятельность детей и подростков планируется через систему творческих проектов, конкурсов, соревнований, встреч с людьми разных профессий. Каждому участнику проекта предоставляется возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, что способствует переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогает самовыражению личности, дает возможность самоподготовки и самореализации, помогает детям научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения.Реализация проектов:«Я-лидер», «Школа безопасности», «Огонь и мы», «За безопасность дорожного движения», «Это твоя земля», «И помнит мир спасенный…» .

«Доверие» - реализуется специалистами структурного подразделения МБОУДОД «ДДЮТ» «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие», который осуществляет психологическое сопровождение учащихся всех возрастных категорий от 3 до 18 лет и их родителей. Органичной частью проекта стали дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, из группы социального риска, из семей с низким социально-экономическим статусом. Для них проводятся консультации, коррекционно-развивающие занятия, что способствует развитию гармоничной личности и формированию успешной социализации.

- «Родные корни»для студий раннего развития «Росток», «Читаем, учимся, играем!», «Пиши-читайка», которыевостребованы у родителей «неорганизованных» детей, непосещающих дошкольные образовательные учреждения. В последние годы наблюдается увеличение контингента дошкольников. Дворец творчества помогает определиться родителям и детям с выбором в дальнейшем дополнительной образовательной услуги, наиболее подходящей для ребенка.

Приоритет отдается формированию у детей знаний, умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного освоения школьной программы, вхождения в детский коллектив, т.е. социальную адаптацию их как младших школьников. Нашей гордостью стали воспитанники не только показывающие отличные и хорошие знания в начальной школе, но и активно участвующие в жизни детского коллектива.

Формируя коллектив ДДЮТ, особое место отводим сотрудничеству между взрослыми и детьми, коллектив представляется как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живет, организовывая совместную деятельность детей и взрослых. Совместная деятельность обеспечивает ребенку личностное самоутверждение, возможность реализовать важнейшую потребность этого возраста в самосовершенствовании, а также обеспечения качества счастливой жизни. Реализуются мини - проекты, как «Творческая мастерская», «Родительская гостиная», «Вечёрки», «Компьютер для бабушек и дедушек».

- «Радость творчества»

Во Дворце творчества имеется хороший опыт сотрудничества с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования, что позволяет создать единую образовательную среду, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Учащиеся занимаются декоративно-прикладным творчеством, изобразительной деятельностью, моделированием, оригами, знакомятся с православными традициями,исполняют музыкальные произведения, занимаются спортом и укрепляют здоровьене только на базе ДДЮТ, но и на базах образовательных учреждений города и района. Это позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнёров, развивать её направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-педагогический потенциал учреждений, делать образовательный процесс более мобильным и личностно-ориентированным. Учащиеся начальных классов – активные участники и организаторы многих наших творческих объединений, мероприятий (их более 30% от общего числа обучающихся).

- «Мастер»

В процессе развития произошло активное осмысление содержания, организационных форм и технологий деятельности: открываются студийные объединения, работающие по интегрированным дополнительным образовательным программам, которые формируют среду, стимулирующую развитие личности, позволяющую проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку, свой статус в глазах сверстников.

Это студии «Волшебная палитра», «Вокально – инструментальный ансамбль «Камертон», студии «Волшебный микрофон», которые получили высокую оценку на шестом и седьмом областных конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»: педагог Шаховцева О.В. – лауреат (1 место) в номинации «Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство», Чегринец М.А., Панина С.В. – призеры (2 место) в номинации «Художественная». Педагог Шаховцева О.В стала также финалистом VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», её дополнительная образовательная программа студии «Волшебная палитра» - победитель регионального этапа VIII Всероссийского конкурса авторских программ в номинации «Художественно-эстетическая» (2009 г.)

Дополнительная образовательная программа студии «Мир твоей души» (педагог Терехова С.Б.) построена на основе духовных и культурных традиций русского православного народа. Она основана на принципе взаимосвязи и гармонии человека с окружающим, направлена на развитие интереса, уважения и любви к культурным достижениям своего народа. Авторы данной программы стали дипломантами II степени Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2009 г.).

- «Профи», формирующее у подростков потребность самоопределения в одном из видов творческой деятельности и участия в общественной жизни Дворца творчества.

Реализуются программы профессиональной подготовки по следующим специальностям: парикмахер, оператор ЭВМ, дополнительные образовательные программы «Вокально-инструментальный ансамбль», «Студия «Образ», «Мой друг-компьютер». В данных объединениях учащиеся включаются в многогранную интеллектуальную и творческую деятельность, допрофессиональные «пробы». Основным средством формирования социальной активности старшеклассников является вовлечение их в деятельность по выбранному профилю: предоставление бесплатных парикмахерских, компьютерных и швейных услуг малообеспеченным семьям, инвалидам и ветеранам, организация благотворительных концертов.

Дополнительное образованиепомогло в определении выбора специальности многих выпускников, которые продолжили обучение и работают по выбранному профилю: дизайн, педагогика, музыка, экономика, кройка и шитье, компьютерное обеспечение, парикмахерское дело.

Таким образом, дополнительное образование будет признано пространством позитивной социализации детей, где каждый обретает опыт обустройства своей жизни в современном мире.

Список литературы:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон РФ принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.

  2. Обращение ЦС ОП образования к участникам и гостям Всероссийской научно-практической конференции ЦФО «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации» г. Воронеж 7-9 ноября 2013 г. – с.2.


2



Скачать

© 2017 182 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!