Тема урока: Действия с информацией.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель урока: Формирование у учащихся начальных представлений о действиях с информацией, приобретение навыков обработки, передачи и хранения информации средствами компьютера.
Задачи урока:
образовательные: знакомство с видами действий с информацией (получение, обработка, передача, хранение);
развивающие: развитие информационной грамотности, расширение кругозора и творческих возможностей;
воспитательные: стимулирование мотивации к обучению и повышению компьютерной компетентности.
Метод обучения: рассказ, диалог, практическая работа.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, таблица или презентация, учебник информатики для 5 класса, рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие учащихся, подготовка рабочего места, мотивация на урок.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Что такое информация?
Приведите примеры информации вокруг нас.
Какую роль играет информация в нашей жизни?
3. Изучение нового материала (15 минут)
3.1. Введение в тему
Формулировка проблемы: зачем человеку совершать действия с информацией?
Действия с информацией:
получение (наблюдение, чтение, слушание),
обработка (анализ, преобразование форматов),
передача (рассказывание, отправка сообщений),
хранение (записи, файлы, базы данных).
3.2. Получение информации
Источники информации (глаза, уши, интернет, книга).
Способы получения (просмотр, прослушивание, чтение).
3.3. Обработка информации
Преобразования информации (перевод текста, изменение формата изображений).
Использование инструментов обработки (текстовые редакторы, графические редакторы).
3.4. Передача информации
Способы передачи (устно, письменно, цифровыми способами).
Современные технологии передачи (интернет, мессенджеры, электронная почта).
3.5. Хранение информации
Носители информации (бумага, диски, облачные хранилища).
Методы архивации и защиты данных.
4. Первичное закрепление (10 минут)
Учащиеся рассматривают примеры реальных ситуаций и указывают действия с информацией:
Что именно сделал герой мультфильма, получив письмо от друга?
Как обрабатывал информацию ученый, собирая данные экспериментов?
Куда поместила бабушка рецепты вкусных блюд?
Также дети предлагают собственные ситуации, комментируя каждую с точки зрения видов действий с информацией.
5. Практическая работа (5 минут)
На компьютере:
Создать папку и файл с именем «Моя первая заметка».
Сохранить туда небольшую заметку (не менее 3 предложений).
Продемонстрировать сохранение файла другим ученикам.
6. Подведение итогов урока (3 минуты)
Обобщение ключевых моментов урока.
Выводы о значимости действий с информацией в современной жизни.
Оценка активности учащихся.
7. Домашнее задание (2 минуты)
Конспект, записать примеры собственных действий с информацией дома (собрать фотографии, написать письма друзьям, сохранить фильм).
Конец формы