Методические рекомендации по использованию методов и приёмов активизации познавательной деятельности на примере фрагмента нестандартного урока на тему «Действия с дробями», 6 класс
Аннотация: Интеллектуальная игра является эффективной формой проведения уроков математики, так как прочно усвоенными считаются те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Вовлекаясь в игру, школьники не замечают, что в процессе игры решают серьезные и сложные задания. Нестандартный тип урока позволяет ученику проявить свои знания, умения и навыки в большей мере, чем на обычном уроке математики.
Ключевые слова: методические рекомендации, занимательный материал, игра-путешествие, нестандартный урок, действия с дробями.
На организационном этапе можно использовать такой прием активизации познавательной деятельности, как стихотворение-загадка. Занимательная форма загадки делает обучение интересным, вызывает интерес к дальнейшим действиям на уроке.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие-исследование. А на каком транспорте мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт [2 с. 6]
Ответ: Поезд
Использование межпредметных связей при решении задач является еще одним приемом активизации познавательной деятельности. В данной задаче присутствует межпредметная связь математики с биологией. С помощью математических вычислений школьники узнают факты из жизни птиц. На примере таких задач можно показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.
2. Путешествие.
1-я Станция. Осенью птицы улетают на Юг на зимовку. А знаете ли вы, какую птицу в нашей стране называют «чемпион по перелётам»? Эта птица перелетает на расстояния до 10 тысяч км, достигая южных территорий Африканского континента.
Чтобы узнать название птицы выполните действия и в таблицу впишите буквы, которые соответствуют найденным ответам.
1. 3,6 : 6 = 0,6
2. 0,125 : 25 = 0,005
3. 8,64 : 2 = 4,32
4. 0,28 : 7 = 0,04
5. 62,8 : 4 = 15,7
6. 14,2 : 2 = 7,1
7. 3,866 : 6 = 0,9665
8. 1,21 : 11 = 0,11
9. 0,82 : 8 = 0,1025 [1, с.25]
Е | А | Б | Ж | И | Й | Л | С | Т | Ы | Ф | Я |
0,005 | 7,1 | 0,6 | 0,5 | 0,9665 | 15,7 | 4,32 | 0,11 | 0,1025 | 0,04 | 0,7 | 9,6 |
Ответ: птица БЕЛЫЙ АИСТ.
Б | Е | Л | Ы | Й | А | И | С | Т |
0,6 | 0,005 | 4,32 | 0,04 | 15,7 | 7,1 | 0,9665 | 0,11 | 0,1025 |
Благодаря использованию стихотворений, сказок, загадок и инсценировок занятия по математике будут проходить в более эмоционально насыщенной обстановке.
2-я Станция.
Едем дальше.
Выполнив умножение дробей, мы узнаем название самого большого по площади озера в мире. Запишите в таблицу буквы, которые соответствуют найденным ответам.
Дроби десятичные когда мы умножаем,
Запятой внимания почти не уделяем,
Здесь работает такое правило:
Умножай их, как числа натуральные.
Подсчитав в множителях обоих
Знаки, отделенные справа запятою.
Столько же отметь в произведении,
И получишь верное решение.
О. Панишева [2, с. 5]
1. 2,5 * 10 = 25
2. 0,64 * 10 = 6,4
3. 21,5 * 12 = 258
4. 0,001 * 1000 = 1
5. 0,82 * 0,1 = 0,082
6. 167 * 0,2 = 33,4
7. 64,5 * 4 = 258
8. 0,25 * 100 = 25
9. 3,6 * 100 = 360
10. 0,1 * 3589 = 358,9 [1, с. 24]
А | П | О | С | И | Е | Д | У | Б | К | С | Й | К | Я | М |
6,4 | 1 | 360 | 258 | 0,082 | 358,9 | 15,2 | 89,78 | 11 | 25 | 258 | 33,4 | 25 | 9,1 | 8 |
Ответ: озеро КАСПИЙСКОЕ.
К | А | С | П | И | Й | С | К | О | Е |
25 | 6,4 | 258 | 1 | 0,082 | 33,4 | 258 | 25 | 360 | 358,9 |
На примере данного фрагмента был рассмотрен один из приемов активизации познавательной деятельности – нестандартная форма проведения урока, в котором, в качестве занимательного материала, мы применили стихотворения и загадки.
Занятия по математике могут быть эмоционально насыщенными благодаря тому, что учитель использует стихотворения, сказки, загадки и инсценировки. Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем «эмоциональным аккомпанентом» к уроку, который позволяет сделать его красочным и запоминающимся.
Список использованной литературы:
1. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер: 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2013. – 95 с.
2. Панишева О.В., Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2013. – 221 с.