Тема: Действительные и страдательные причастия Класс: 7 Цель: Образовательные:
- повторение распознавания, обозначения и обособления причастного оборота речи;
- знакомство с действительными и страдательными причастиями;
- отработка смыслового различения действительных и страдательных причастий.
Развивающие:
- развитие умения самостоятельно получать знания;
- развитие речи и грамотности;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, а также внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание умения работать в паре.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебная доска, Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – 4-е изд. – М:. Просвещение, 2020.
Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, технология уровневой дифференциации.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся, настрой на предстоящую работу. Запись в тетрадях числа.
Актуализация знаний.
Воспроизведение и повторение материала, изученного на предыдущих уроках.
Фронтальный опрос.
- Дать определение причастия.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какие?
- Глагольные признаки причастия.
Вид, время (настоящее и прошедшее).
- Признаки прилагательного у причастия.
Падеж, число, род.
- Определение причастного оборота.
Причастный оборот – причастие с зависимыми словами, где причастие является главным словом.
- Знаки препинания при причастном обороте (в виде схемы).
Задание «Четвертый лишний»
Летняя, ночующий, замерзший, раскрытый.
Сакральный, бушующий, молчавший, замолкший.
Задание «Отметьте причастие в каждом
1 | Читать | Напиши |
2 | Читательский | Писать |
3 | Читающий | Письменный |
4 | Читая | Написанный |
III. Объяснение нового материала.
Наблюдение.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию. Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Рассмотрите словосочетания:
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.
Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Яблоки, лежащие на столе – те, которые лежат, – действительное причастие.
Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоки лежат – стало быть, они кем-то туда положены
Яблоки, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.
К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
IV. Первичное закрепление знаний.
Поупражняемся! Давайте немного поучимся различать наши причастия.
Состарившийся кафтан - состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Съеденная котом колбаса (колбаса пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
Съевший колбасу кот (кот съел колбасу и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие.
Подсказка!
Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!
В настоящем времени
-ущ (-ющ) – I спр.
-ащ (-ящ) – II спр.
несущий, поющий, держащий, смотрящий
- ом (-ем) – I спр.
-им – II спр.
ведомый, читаемый ,гонимый
В прошедшем времени
-вш-, -ш-
прочитавший ,нёсший
-ен-, -енн-, -нн-, -т-
унесённый, прочитанный, вышитый, открытая
V.Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
VI. Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая вишня, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая вишня, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. | Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь. |
Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий
Мяч разбивший окно влетел в комнату.
Разбитое мячом окно распахнулось.
Резервное задание.
Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными – с:
1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).
2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).
4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый).
VII. Подведение итогов.
– Итак, с какой категорией причастия вы познакомились сегодня? (причастие действительное и страдательное)
– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия? (суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат)
VIII. Рефлексия:
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- Что было самым трудным?
IX. Выставление оценок за урок.
X. Дифференцированное домашнее задание :
- всем учащимся выучить правило на с. 54.;
- индивидуальное задание для "сильных" учащихся - подобрать как можно больше причастий (действительных и страдательных) по теме "Осень"; составить с этими словами предложения, чтобы получился небольшой связный текст;
- задание для остальных - упражнение 105