СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Действительные и страдательные причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Действительные и страдательные причастия»

Тема: Действительные и страдательные причастия Класс: 7 Цель: Образовательные:

- повторение распознавания, обозначения и обособления причастного оборота речи;

- знакомство с действительными и страдательными причастиями;

- отработка смыслового различения действительных и страдательных причастий.

Развивающие:

- развитие умения самостоятельно получать знания;

- развитие речи и грамотности;

- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, а также внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному языку;

- воспитание умения работать в паре.


Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебная доска, Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – 4-е изд. – М:. Просвещение, 2020.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, технология уровневой дифференциации.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, настрой на предстоящую работу. Запись в тетрадях числа.



  1. Актуализация знаний.

Воспроизведение и повторение материала, изученного на предыдущих уроках.

  1. Фронтальный опрос.

- Дать определение причастия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какие?

- Глагольные признаки причастия.

Вид, время (настоящее и прошедшее).

- Признаки прилагательного у причастия.

Падеж, число, род.

- Определение причастного оборота.

Причастный оборот – причастие с зависимыми словами, где причастие является главным словом.

- Знаки препинания при причастном обороте (в виде схемы).

  1. Задание «Четвертый лишний»

  1. Летняя, ночующий, замерзший, раскрытый.

  2. Сакральный, бушующий, молчавший, замолкший.



  1. Задание «Отметьте причастие в каждом



1

Читать

Напиши

2

Читательский

Писать

3

Читающий

Письменный

4

Читая

Написанный



III. Объяснение нового материала.

Наблюдение.

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию. Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

Рассмотрите словосочетания:

умывающийся малыш                                      умываемый мамой малыш

Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.

Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?

Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Яблоки, лежащие на столе – те, которые лежат, – действительное причастие.

Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоки лежат – стало быть, они кем-то туда положены

Яблоки, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.



IV. Первичное закрепление знаний.

Поупражняемся! Давайте немного поучимся различать наши причастия.

Состарившийся кафтан -  состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Съеденная котом колбаса (колбаса пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший колбасу кот (кот съел колбасу и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие.


Подсказка!

Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!

В настоящем  времени

-ущ (-ющ) –  I спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

 несущий, поющий, держащий, смотрящий

- ом (-ем) – I спр.

-им – II спр.

 ведомый, читаемый ,гонимый

В прошедшем времени

-вш-, -ш-

 прочитавший ,нёсший

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

 унесённый, прочитанный, вышитый, открытая


V.Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.



VI. Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая вишня, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.


Действительные причастия

Страдательные причастия

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая вишня, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.


Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.


Резервное задание.

 Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными – с:

1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).

2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).

3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).

4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый).


VII. Подведение итогов.

– Итак, с какой категорией причастия вы познакомились сегодня? (причастие действительное и страдательное)

– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия? (суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат)


VIII. Рефлексия:

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что было самым трудным?

IX. Выставление оценок за урок.

X. Дифференцированное домашнее задание :

- всем учащимся выучить правило на с. 54.;

- индивидуальное задание для "сильных" учащихся - подобрать как можно больше причастий (действительных и страдательных) по теме "Осень"; составить с этими словами предложения, чтобы получился небольшой связный текст;

- задание для остальных - упражнение 105