Тема урока. Действительные и страдательные причастия (7 класс)
Цели урока:
1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
Задачи урока:
- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;
- отработать навык определения вида причастия по суффиксам.
Оборудование: наглядные пособия, учебник
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Беседа «Клубок»
- Какая часть речи называется причастием?
- Формой какой части речи является?
- Чем выступает в предложении?
- Что такое причастный оборот?
- В чем особенности причастного оборота?
1. Задание. Четвёртый лишний (На доске)!!!
1. Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.
2. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный
2. Задание. Отметьте причастие в каждом столбце (Взаимопроверка)
1. Читающий | Писать |
2. Читать | Письменный |
3. Читательский | 3. Написанный |
4. Читая | 4. Напиши |
3. Задание. Продолжите фразу
1. Причастия отвечают на вопросы:
А) Как? Когда? Откуда?
Б) Какой? Какая? Какое?
В) Что делал? Что сделал?
Г) Что делая? Что сделав?
2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) признак предмета по действию;
Г) добавочное действие при основном действии.
III. Изучение нового материала.
Наблюдение.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Рассмотрите словосочетания: (НА ДОСКЕ)!!!
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.
Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
Сравните свой вывод с информацией в учебнике.
Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.
Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены
Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.
К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Физкультминутка
IV. Первичное закрепление знаний.
Работа с иллюстрацией и правилом учебника (с. 54)!!!
Задание1. Образуйте от глагола причастия и определите (НА ДОСКЕ)!!!
Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Образуйте от глагола причастия:
разбившаяся ваза и разбитая девочкой ваза
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.
Разбившаяся – это действительное причастие
Разбитая – это страдательное причастие.
УПР. 103
Выписать словосочетания «Существительное + причастие», определить вид.
Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями под диктовку учителя.!!! (Работа у доски)
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. | Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь. |
Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий (НА ДОСКЕ)!!!
Мяч разбивший окно влетел в комнату.
Разбитое мячом окно распахнулось.
Цифровой диктант.
Д_______
С
Оторванная пуговица
Спящий ребенок
Выполняемая работа
Брошенный мяч
Дующий с моря ветер
Освещаемая улица
Закрытая дверь
Цветущий сад
9. Зависящий от обстоятельств
V. Подведение итогов урока.
-Что-то новое узнали на уроке?
VI. Задание на дом:
С.54 выучить правила, Упр. 102
VII. Рефлексия «Микрофон». Оценивание.
- Доволен ли тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Ты был активен на уроке?
- Какую отметку поставишь себе за урок?