СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Действительные и страдательные причастия (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Действительные и страдательные причастия (7 класс)

Цели урока:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Задачи  урока:

-  отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;

-  отработать навык определения вида причастия по суффиксам.

Оборудование: наглядные пособия, учебник

Тип урока: объяснение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Действительные и страдательные причастия (7 класс)»

Тема урока. Действительные и страдательные причастия (7 класс)

Цели урока:

1.  Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Задачи урока:

- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;

- отработать навык определения вида причастия по суффиксам.

Оборудование: наглядные пособия, учебник

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний.

Беседа «Клубок»

- Какая часть речи называется причастием?

- Формой какой части речи является?

- Чем выступает в предложении?

- Что такое причастный оборот?

- В чем особенности причастного оборота?


1. Задание. Четвёртый лишний (На доске)!!!

1. Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.

2. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный


2. Задание. Отметьте причастие в каждом столбце (Взаимопроверка)

1. Читающий

  1. Писать

2. Читать

  1. Письменный

3. Читательский

3. Написанный

4. Читая

4. Напиши


3. Задание. Продолжите фразу

1. Причастия отвечают на вопросы:

А) Как? Когда? Откуда?

Б) Какой? Какая? Какое?

В) Что делал? Что сделал?

Г) Что делая? Что сделав?

2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:

А) предмет;

Б) признак предмета;

В) признак предмета по действию;

Г) добавочное действие при основном действии.


III. Изучение нового материала.

Наблюдение.

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

Рассмотрите словосочетания: (НА ДОСКЕ)!!!

умывающийся малыш умываемый мамой малыш

Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.

Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?

Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

Сравните свой вывод с информацией в учебнике.

Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.

Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены

Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.


Физкультминутка


IV. Первичное закрепление знаний.

Работа с иллюстрацией и правилом учебника (с. 54)!!!


Задание1. Образуйте от глагола причастия и определите (НА ДОСКЕ)!!!

Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Образуйте от глагола причастия:

разбившаяся ваза и разбитая  девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.


УПР. 103

Выписать словосочетания «Существительное + причастие», определить вид.


Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями под диктовку учителя.!!! (Работа у доски)

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.


Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий (НА ДОСКЕ)!!!

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.


Цифровой диктант.
Д_______
С


  1. Оторванная пуговица

  2. Спящий ребенок

  3. Выполняемая работа

  4. Брошенный мяч

  5. Дующий с моря ветер

  6. Освещаемая улица

  7. Закрытая дверь

  8. Цветущий сад

9. Зависящий от обстоятельств


V. Подведение итогов урока.

-Что-то новое узнали на уроке?


VI. Задание на дом:

С.54 выучить правила, Упр. 102


VII. Рефлексия «Микрофон». Оценивание.

- Доволен ли тем, как прошел урок?

- Было ли тебе интересно?

- Ты был активен на уроке?

- Какую отметку поставишь себе за урок?