-Отвечают на вопрос -Что такое причастие, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении, имеет признаки прилагательного и глагола, суффиксы, причастный оборот, правописание НЕ с причастиями Выходят двое учащихся к доске, один - выполняет первое задание Другой - второе задание Остальные отвечают на вопросы учителя Ребята вместе с учителем проверяют выполненное задание на доске | -Какую большую тему мы с вами изучаем? - Что мы с вами знаем о причастии? -Сейчас проведем небольшой опрос, но прежде чем его начать, я бы хотела пригласить двух ребят к доске. -Я вам буду называть утверждения, а вы говорите согласны с ним или нет, если не согласны, то называете правильный ответ. - Согласны ли вы с моим утверждением, что причастие – это самостоятельная часть речи? (да) - Согласны ли вы с моим утверждением, что причастие обозначает признак предмета? ( нет, причастие обозначает признак предмета по действию) - Согласны ли вы с моим утверждением, что причастие отвечает на вопрос что делать? (нет, причастие отвечает на вопросы какой? Что сделавший? Что делающий?) - Согласны ли вы с моим утверждением, что причастие объединяет в себе признаки прилагательного и глагола? (да) - Согласны ли вы с моим утверждением, что причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами? (да) - Согласны ли вы с моим утверждением, что если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он НЕ обособляется запятыми? (нет, он обособляется). - Согласны ли вы с моим утверждением, что в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми? (да) - А теперь давайте вместе проверим как ребята выполнили задание на доске - Молодцы! Где нам могут пригодиться полученные знания? Сегодня тема нашего урока «Действительные и страдательные причастия». | На доске слова. Задание: определить части речи: Летящий, смотреть, лежит, светящихся, кипящая, говорит, развевающийся, строящий, спит, читать. Заменить предложения со словом который синонимичным словосочетанием: Листья, которые опали , вулкан, который действует, шум, который нарастает, девушка, которая сидит, птица, которая летит. |
Отвечают на вопросы учителя Учащиеся формулируют цели урока Внимательно рассматривают рисунки на доске Учащиеся, глядя на схему, составляют словосочетания с действительными и страдательными причастиями Делают вывод Формулируют правило образования действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем времени 4. Закрепление. Выполняют письменно задание для самопроверки, затем сверяют ответы на слайде Учащиеся выполняют задание по вариантам, затем- взаимопроверка | 1.-Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Прочитайте ещё раз тему. Из скольких слов она состоит? (4). Какие из них вам знакомы? (и, причастие). А слова действительное и страдательное вам не знакомо. Попробуйте сформулировать цель урока. Сегодня на уроке я хочу узнать….. (слайд 2) 2. Анализ примеров и рисунков, сделанных на доске: определить, -кто, -что сам производит действие или –кто, -что испытывает на себе действие Вывод: – Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия. 3.- Работаем в парах. - Составьте с помощью данной схемы словосочетания, в которых будут действительные и страдательные причастия (схема на слайде) - Проверим, какие словосочетания у вас получились. Подведем итог: скажите, какие причастия называют действительными, а какие страдательными? 4.Физминутка. 5.Образование действительных и страдательных причастий: (слайд 3). А сейчас давайте посмотрим, как образуются действительные и страдательные причастия:( работа с таблицей) – Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат. 6. Работа с учебником. - Откроем учебник на стр.44 упр.99 (комментированное письмо) Тренировочные упражнения. (слайд 4)
- Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями: Съеденный ужин, распустившийся цветок³, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт. (После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд № 5 и продемонстрировать правильный ответ) Оцените себя
- Следующее задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.(слайд 6) 1. Солнце выглянуло на расчищенном небе. 2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса. 3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице. 4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг. 5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками. 7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони. 8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку. 9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу. 10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера. |        | действительное | страдательное | Настоящее время | -ущ-, -ющ- (I спр.) | -ем-, -ом- (I спр.) | - ащ-, -ящ- (II спр.) | -им- (II спр.) | Прошедшее время | -вш- | -енн- | -ш- | -нн-, -т- | Действительные причастия | Страдательные причастия | Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. | Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь. | Индивидуальное задание для детей с ограниченными возможностями: Выберите из предложений причастия. 1.Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногою. 2. И низко висит над чужою землей ревущее грозою наше небо. 3. Я сидел сзади и видел молодые напряжённые затылки моряков. 4. И потекла новая песня, решительная и решившаяся. 5. Вся собранная, острая, живая, ты много, где успела побывать. 6. Гроза отгремела и ушла, оставив над городом мелкий дождичек, моросивший до самого утра. 7. Потемневшие деревья слились с силуэтами домов. 1 вариант: (взаимопроверка)(слайд 7) 1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса. 2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице. 3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками. 4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку. 2 вариант: 1. Солнце выглянуло на расчищенном небе. 2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг. 3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони. 5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу 6. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
Задание для детей с ограниченными возможностями: Карточка № 2 Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы: Произрастать, изучать, очищать, улыбаться, дышать, избегать.
|