МБОУ
«СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова
ст. Архонская» МО Пригородный район РСО-Алания.
Открытый урок – представление знаний
в 7 классе по теме
Учитель русского языка и литературы: Ряшко Наталья Васильевна
2020-2021 учебный год
Директор школы Чернуцкая Н.А.
Предмет: русский язык
Класс 7 класс
Учитель: Ряшко Н.В.
Тема урока: «Действительные причастия прошедшего времени».
Тип урока: изучения и первичного закрепления знаний и способов действия.
Формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютер.
Цели деятельности учителя:
- познакомить учащихся с особенностями образования действительных причастий прошедшего времени;
- отрабатывать навыки написания гласных перед суффиксами причастий;
- развивать пунктуационные навыки предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Планируемые результаты:
- предметные: знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями, заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.
- метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
- личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Ресурсы урока
Учебно-методические: «Русский язык 7 класс» авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Бархударов С.Г.
Материально-технические:: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока
I Организация класса
Доклад дежурного, консультантов по рядам
II Актуализация знаний
Синтаксическая пятиминутка (ученик у доски) слайд
Медле(н,нн)о течет река, сверка..щая в теплых лучах солнца.
- Объяснить правописание слов, найти ПО, построить схему.
- Рассказать об образовании действительных причастий настоящего времени.
III Проверка дом. задания
Упр.. 94
- Назвать ПО, объяснить постановку запятых при ПО.
- Вспомнить суффиксы действительных причастий настоящего времени.
IV Работа с интерактивной доской (ученик)
- Вставить суффиксы причастий.
Леч..щий врач
Та..щий лед
Стро..щийся стадион
Засея..ший поле
Бушу..щее море
Спе..щая ягода
- В какое причастие нельзя было вставить предложенные суффиксы?(засеяВШий)
- Как вы думаете, почему?
V Определение темы и целей урока.
«Четвертое лишнее»
Видящие, растаявшие,борющиеся,строящийся (растаяВШие)
- Что можно сказать об этом причастии? Знаете ли вы,как образуются такие причастия?
- Попробуйте определить тему нашего урока
- Сформулируйте перед собой учебные цели, которые вы будете ставить на уроке? (изучить, научиться, развивать, уметь, оценивать)
VI Работа с учебником (исследовательская работа)
- Проведем небольшое исследование. Рассмотрите таблицу в учебнике. Попробуйте самостоятельно определить ,как же образуются действительные причастия прошедшего времени?
Ответьте на вопросы:
1.От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?
2. От основ глаголов, какого вида, образуются действительные причастия прошедшего времени?
3.При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
4. В каком случае пишется суффикс –вш-, -ш- ?
Вывод:
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш.
? Коллективное составление алгоритма образования действительные причастия прошедшего времени
Занесение теории в справочник
VII Закрепление изученного материала.
1 Выполнение упражнения 95(у доски)
- Запишите однокоренные действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте.
2 Выполнение упражнения 96
Задание: распределите словосочетания на две группы: с действительными причастиями настоящего времени – в одну группу, с действительными причастиями прошедшего времени – в другую.
3 Запишите однокоренные действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте.
Увидеть, сеять, улыбаться, ненавидеть, нести, повлечь, увянуть, прибыть, погасить, пригореть, прикасаться.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях, по цепочке – у доски.
(выделяют суффиксы причастий; гласную перед суффиксом).
Увидеть - увидевший, сеять -сеявший, улыбаться - улыбавшийся, ненавидеть -ненавидевший, нести -нёсший, повлечь - повлёкший, увянуть увядший, прибыть - прибывший, погасить - погасивший, пригореть - пригоревший, прикасаться - прикасавшийся.
- Какая гласная пишется перед суффиксом причастий?
Вывод:
Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.
4 Самостоятельная работа по группам с последующей взаимопроверкой.
1 -я группа записывает действительные причастия настоящего времени,
2-я группа - действительные причастия прошедшего времени.
Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны.
5 Работа по подготовке к ЕГЭ
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
Завидова..вший,
Маш..щий
Обид..вший,
колебл…щийся
раска..вшийся.
VIII Работа со словарём:
Повлёкший, увядший - 1. В словаре Д.Н. Ушакова
ПОВЛЕ́ЧЬ, повлеку, повлечёшь, повлекут, прош. вр. повлёк, повлекла, ·совер. (·книж. ).
1. кого-что. Повести, потащить (·устар. ). Его повлекли к воротам.
2. что за собой. Вызвать в качестве последствия. Такое поведение может повлечь за собой всякие неприятности.
Увянувший, засохший.
2. перен. Утративший молодость, свежесть, красоту.
3. перен. разг. Ослабевший в своем проявлении.
-Составьте предложения с причастным оборотом
XI Итог урока
- Что было легко?
-Что было сложно?
-Что было непонятно?
- Что понравилось?
-Что узнали?Что обязательно должно запомнить?
(Отвечают на вопросы.
- я умею образовывать действительные причастия прошедшего времени;
- я умею применять орфографическое правило:
«Гласная перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени»)
X Домашнее задание
У. 99 (для всех)
Индив. зад.
1 Составить предложения и с действительными причастиями наст. вр.
2 Из художественной литературы выписать 5 предложений с причастным оборотом (причастие – действительное, прошедшего времени), одно предложение синтаксически разобрать.