Тема урока: Деление. 5 класс. УМК А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели:
- обобщить и углубить знания о делении натуральных чисел, полученные в начальной школе;
- сформировать знания учащихся о свойствах деления.
Задачи:
-повторить понятие – деление, компоненты частного;
- научить проверке результата деления;
- научить применять знания компонентов деления при решении уравнений;
- вызвать заинтересованность в изучении математики;
- развивать умение анализировать, сравнивать, создавать обобщения;
- развивать у обучающихся умение работать индивидуально и в группе;
- создать условия для развития речевых навыков;
- использовать преимущество групповой и индивидуальной работы;
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- содействовать развитию критического мышления.
Планируемые результаты обучения: обучающийся научится: проверять результат деления; применять свойства: деления натурального числа на 1, деления 0 на натуральное число, деления натурального числа на себя; применять правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений; делить многозначные числа.
Этапы урока:
1.Проблематизация, актуализация, мотивация (фронтальная работа, ответы на вопросы)
Решение задачи: Девочки нашего 5 класса (в классе 4 обучающихся) на уроке технологии испекли 28 блинов и решили устроить чаепитие. Каждый ученик получил равное количество блинов. Как узнать сколько блинов получил каждый ученик? (Надо 28 разделить на 4 и получится 7 блинов).
2.Изучение нового материала (фронтальная работа)
- Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (Деление)
- Итак, тема урока «Деление»
- Что значит 28 разделить на 4? (Надо найти число, которое при умножении на 4 дает число 28)
- Вообще, для натуральных чисел a, b и c равенство a:b=c верно, если верно равенство b*c=a (с записью на доске). Итак, деление – действие обратное умножению.
- Вычислим: 168 : 12 = 14, проверка 12*14 = 168; 1197 : 21 = 57, проверка 21*57 = 1197.
- Как в равенстве a:b=c называют числа a, b и c? (Делимое, делитель, частное) Выражение a:b?(частное)
- Что показывает частное a:b ? (Во сколько раз число a больше числа b или во сколько раз число b меньше числа а)
- Можно ли вычислить частное 11 : 0 (нельзя) Почему? ( На 0 делить нельзя!)
- Чему равно частное от деления 0 на число а? (0) Верно, 0 : а = 0
- Чему равно частное а : а, где а ≠0? (1) а : 1? (а) Верно, а : а = 1, где а ≠0 а : 1 = а. Это легко проверить, убедитесь самостоятельно.
- С начальных классов вы умеете письменно делить (уголком) многозначное число на двузначное. Аналогично выполняется деление любых многозначных чисел. Например: 244944 : 324 = 756, 7434190 : 1238 = 6005 (запись деления на доске и в тетрадях)
Итак, свойства деления:
- равенство a : b=c верно, если верно равенство b*c=a;
- На 0 делить нельзя!
- 0 : а = 0
- а : а =1(а≠0) и а : 1= а.
3. Отработка и закрепление
Рассмотрим задачи, в решении которых используется действие деления (запись решения на доске и в тетради):
Пример 1. Решите уравнение 12х = 84 Как называется выражение слева от равно? (Произведение) Какой компонент в произведении не известен? (Множитель) Как его найти? (Правило нахожд. неизв. множителя). Запись решения и ответа. х=7
Пример 2. Решите уравнение х : 21 = 16 Как называется выражение слева от равно? (Частное) Какой компонент в частном не известен? (Делимое) Как его найти? (Правило нахожд. неизв. делимого). Запись решения и ответа. х = 336
Пример 3. Решите уравнение 576 : х = 18 Как называется выражение слева от равно? (Частное) Какой компонент в частном не известен? (Делитель) Как его найти? (Правило нахожд. неизв. делителя). Запись решения и ответа. х = 32
Физкультминутка
Индивидуальная работа (7-9 мин) №449 (с.123) Заполните таблицу, используя правила нахождения неизвестных компонентов при делении:
Делимое | 320 | 96 | | 0 | | 945 | 637 | 3232 |
Делитель | 40 | | 6 | 264 | 128 | 1 | | 16 |
Частное | | 8 | 14 | | 0 | | 1 | |
Взаимная проверка (тетрадь передать однокласснику по часовой стрелке)
4.Работа у доски с проговариванием действий. №450 (1-4) Ученик выполняет деление, проверяет, садится на место; следующий ученик проверяет правильность решения (исправляет ошибки при наличии) и выполняет следующее деление …
5. Индивидуальная работа с сильными учениками. При быстром выполнении и наличии времени дополнительное задание №512(При каких значениях а верно равенство) 1) а :1 = а …
6.Обобщение и систематизация
1) Как в равенстве a:b=c называют числа a, b и c? Выражение a:b?
2) Что показывает частное a:b ?
3) На какое число делить нельзя?
4) Чему равно частное от деления 0 на число а?
5) Чему равно частное а : а, где а ≠0? а : 1?
6) Как найти неизвестный множитель?
7) Как найти неизвестный делитель?
8) Как найти неизвестное делимое?
7.Рефлексия
урок прошел удачно, с заданиями справился, собой доволен на уроке не все задания оказались легкими, но я справился
Задания были трудными, мне нужна помощь
8. Домашнее задание
Записи в тетради, ответы на вопросы с.122-123, №451(1-5)