СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Деление многозначных чисел на двузначные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 4 классе по теме «Деление многозначных чисел на двузначные»

Просмотр содержимого документа
««Деление многозначных чисел на двузначные»»

11


Сценарий урока математики в 4 классе

Тема урока. «Деление многозначных чисел на двузначные»


тип урока – «открытия» нового знания

Особенности данного урока.

Данный урок является первым уроком по теме «Деление многозначного числа на двузначное» способом подбора цифр частного. На уроке используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся.

Основные цели:

  • познакомить учащихся с приемом деления на двузначное число в случае, когда цифра частного находится в результате нескольких проб;

  • Вывести  алгоритм письменного деления многозначных чисел;

  • совершенствовать умения решать задачи, уравнения, сравнивать выражения.

  • Тренировать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.

  • Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

  • Воспитывать у учащихся любовь к математике, чувство товарищества.

Планируемые результаты (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

Предметные :

- научиться выполнять деление многозначных чисел на двузначное;

- закрепить изученные приемы устных и письменных вычислений, решить задачи.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

- выполнять деление многозначных чисел на двузначное;

- искать разные способы решения задачи;

- слушать собеседника, вести диалог;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение;

Личностные:

- проявлять интерес к выполнению математических заданий;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;

- проявлять самостоятельность в поисках различных способов решения задачи;

Оборудование: Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. 4 класс. Учебник в 2-х ч. – М.: Издательство «Просвещение», 2017г.; раздаточный материал; компьютер, интерактивная доска.

Сценарий урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Дыхательная гимнастика.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

- Ребята, вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Вы хороший, дружный класс.

Все получится у нас!

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  • Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики.

( «хочу»)

  • Определить содержательные рамки урока: деление многозначных чисел на двузначное число способом подбора. («могу»)


- Сегодняшний урок я хочу начать  словами великого русского учёного, энциклопедиста, поэта - Михаила Васильевича Ломоносова (Слайд)

«Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит».

- Как вы понимаете эти слова?  (Математика учит наблюдать, думать,  делать выводы, приводить «ум в порядок»).

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.


  1. Актуализация знаний и затруднений в индивидуальной деятельности. Основной целью этапа является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы уч-ся:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

  • активизировали соответствующие мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память );

  • самостоятельно выполнить индивидуальное  задние на применение  нового действия на данном уроке;

  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия

2 этап. Организация учебного процесса .

Устный счет. Форма работы – фронтальная. (Трое учащихся работают у доски с решениями примеров)

1. Задание №246, с. 50.

- Рассмотрите таблицу


Средняя скорость

Время движения

Пешеход

а км/ч

4 ч

Велосипедист

b км/ч

3 ч


- Значение каких величин известно?

- Объясните, что обозначают выражения:

1) а  4; 3) b  3 – а  4

2) b  3; 4) (b  3) : (а  4);

2. Не выполняя вычислений, проверьте, верны ли неравенства:

478 · 22 296 · (10 + 6)

356 · 10 · 4 356 · 14 134 · 19

3.Уменьшить каждое число в 2 раза: 90, 120, 160, 250

4. Увеличить каждое число в 5 раз: 9, 13, 19, 21, 50, 160, 720

- Откройте тетради и запишите число, классная работа. Проверяем решение примеров, записанных на доске ( у доски работали трое ребят, выполняли деление)

828 36 4 725 63

72 23 44 1 75

108 315

108 315

  1. 0

282 : 47 = Затруднение!!!

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Основной целью этого этапа является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы уч-ся:

  • Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

  • Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение

( место затруднения);

  • Соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостаёт для решения исходной задачи  ( причина затруднения)

- Чем вызвано затруднение ? (Мы не можем решить)

- Почему? (Не умеем решать примеры такого вида.)

4.Проектирование и фиксация нового знания.

Основой этапа  является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходима, чтобы уч-ся:

  • Предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

  • В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения ( то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

  • Выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения

( если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных);

  • Выбрали средства для построения нового знания ( с помощью чего?)алгоритм

4 этап. Организация учебного процесса

- При делении пробная цифра частного иногда не подходит и ее нужно изменять

- Сформулируйте тему урока. (Письменное деление многозначных чисел.)

-Тогда сформулируйте учебно-познавательную задачу урока. (Научиться делить многозначные числа на однозначные .)

- Нам необходимо выбрать способ построения нового знания (как?)

- Выбрать средство для построения нового знания ( с помощью чего?)

-Чем можно воспользоваться при решении примера? (Знать алгоритм)

1. Прочитай и запиши пример.

Разделим 266 на 38.

2.Определи количество цифр в частном…

В частном будет одна цифра

3. Подобрать цифру в значении частного

Достаточно 26 разделить на 3, получится 8.

4. Пробую, подходит ли цифра …

38 умножу на 8, получится 304.

Подходит ли цифра 8?

Нет, получилось больше, чем 266.

Значит, в частном должно быть меньше, чем 8; берем 7.

5. Пробую, подходит ли цифра …

38 умножу на 7, получится 266; цифра 7 подходит. Частное – 7.

Алгоритм письменного  деления многозначных чисел, если пробная цифра частного иногда не подходит и ее нужно изменять

1. Прочитай и запиши пример.

2.Определи количество цифр в частном…

3. Подобрать цифру в значении частного

4. Пробую, подходит ли цифра …

5. Умножаю … на …., получу ….. Это больше, чем …., значить в частном должно быть меньше, чем ….

6. Пробую, подходит ли цифра …

8. Умножу … на …, получу ….. Частное …..

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Основной целью этого этапа является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации  этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • Решили ( в парах, в группах, фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;

  • Зафиксировали способ действия при делении многозначного числа на однозначное.

  • При этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определение, алгоритм и т.д.

5 этап. Организация учебного процесса.

Форма работы – фронтальная.

- Раз вы так хорошо помните правило (алгоритм выполнения деления), поняли, как решать такие примеры, откроем учебники на с. 50, выполним № 243. Кто желает работать у доски?

/Решение примеров у доски с комментированием, кроме последних двух столбиков, все остальные дети работают в тетрадях/

Физическая минутка. (Слайд)

1.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Основной целью этапа является закрепление нового способа действия и исполнительская рефлексия ( коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Для этого необходимо:

  • Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия;

  • Организовать самопроверку уч-ся своих решений по эталону;

  • Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

  • Для уч-ся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

Форма работы – индивидуальная.

- Мы с вами потренировались, цель дальнейшей нашей работы? ( Проверить свои знания, решив примеры самостоятельно)

- Найдите значение двух последних столбиков примеров самостоятельно, не забывайте про проверку. /Дети самостоятельно решают примеры/

- Вы выполнили работу? А теперь, что нужно сделать? (Проверить)

-А для чего нужно проверять работу? (Чтобы выяснить, правильно мы ее выполнили или допустили ошибки)

-Как будете проверять? (Сверим свое решение с эталоном для самопроверки) - Проверьте свои работы по эталону (Эталон на доске) /Дети сверяют решение с эталоном для самопроверки/

Эталон для самопроверки (Слайд)

- У кого решение совпало с решением эталона? Поставьте себе на полях «+», вы молодцы?

-У кого в решении допущена ошибка? Где вы допустили ошибку? Почему вы ошиблись? /Дети называют место и причины ошибок./

-Давайте вспомним правила, которые помогут вам их исправить. /Дети вспоминают правила, на которые допустили ошибки./

-А теперь, что вы будете делать? (Исправлять свои ошибки)  /Дети исправляют допущенные ими ошибки/

2. Включение в систему знаний и повторение.

Основной целью этого этапа является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого нужно:

  • Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

  • Организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

  • Организовать тренировку  ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка

1. Решение задач.

Задачу 244 учащиеся решают под руководством учителя с комментированием у доски.


Масса сена

для 1 животного

Кол-во животных

Масса всего сена

Корова – 23 ц


Теленок – 12 ц

? ж.

? ж.

? ж.

17 066 ц


10 176 ц


О т в е т: 1590 животных всего.

2. Решение уравнений. №247

Уравнение 3 480 – с = 2 190 : 3 (решаем у доски с комментированием)

1,2 уравнения решаем самостоятельно по вариантам с проверкой по эталону.

(Уменьшаемое – 3 480, вычитаемое – с, разность выражена частным чисел: 2 190 и 3)

3 480 – с = 2 190 : 3

3 480 – с = 730

с = 3 480 – 730

с = 2 750

3480 – 2 750 = 2 190 : 3

730 = 730

1 вариант. 2 вариант

540 : х = 380 : 19 к  6 = 18 000 + 24

540 : х = 20 к  6 = 18 024

Х = 540 : 20 к = 18 024 : 6

Х = 27 к = 3 004

540 : 27 = 380 : 19 3 004  6 = 18 000 + 24

20 = 20 18 024 = 18 024

3.Решить примеры: (если останется время). Выполнить взаимопроверку.

500 – 180 : (90 : 45) + 30 = 440 (90 + 510 : 30)  (80 : 4  5) = 10 700

  1. 90 : 45 = 2 1) 510 : 30 = 17

  2. 180 : 2 = 90 2) 90 + 17 = 107

  3. 500 – 90 = 410 3) 80 : 4 = 20

  4. 410 + 30 = 440 4) 20  5 = 100

5)107  100 = 10 700

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа является самооценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

  • Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

  • Уч-ся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

  • Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (дом. зад.)

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли нам сделать на уроке открытие.

-  Вспомните, с каких слов мы начали урок?   («Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит»)

-  Привели в порядок свой ум?

- Какую задачу мы поставили перед собой в начале урока?

- Как достигли мы ее?

- Выбрали способ построения нового знания. (Как узнать?)

- Выбрали средства для построения нового знания ( С помощью чего?)

- Где применили полученные знания?

- Какие правила повторили?

- Довольны ли вы своей работой?

- Для оценки своей работы на уроке воспользуйтесь смайликами:

- я доволен - я доволен, но можно сделать лучше

- я не доволен

Анализируя данные рефлексии:

- Вы поняли, над чем нужно поработать дома? Помните, что «Терпение  и труд все перетрут».

- Молодцы! Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!