Тема: Письменное деление многозначных чисел
на двузначные и трехзначные числа (закрепление).
Тип урока: комбинированный
Цели: в совместной деятельности с учащимися повторить способ деления многозначного числа на двузначное и трехзначное числа.
Задачи:
Образовательные: вывести алгоритм деления многозначных чисел, сформировать умение делить многозначные числа на двузначные и трехзначные; диагностика ЗУН по теме «Деление на двузначное и трехзначное число»;
развивающая: развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление, математически грамотную речь;
воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительную мотивацию, бережное отношение к родному краю.
Формы работы: работа в парах, самостоятельная.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим исследовать и постигать тайны науки математики, такой сложной, но ужасно интересной.
2.Мотивирование к учебной деятельности.
- В последнее время мы с вами на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства много говорили о Родине. Вы много раз слышали слова: “С чего начинается Родина?”
Не сразу ответит человек, с чего начинается для него Родина. У каждого – с чего-то глубоко личного, с любимого места. Место, где прошло детство, навсегда дорого каждому из нас.
- Ребята, а с чего для вас начинается Родина? (ответы детей)
- Сегодня, я предлагаю совершить экскурсию по нашей малой Родине - по Зольскому району. Путеводителем у нас будет Математический справочник, который в прошлом году составили и выпустили учащиеся нашей школы Бжахов Мурат, Карданов Инал, Куготов Ахмед.
Начинаем работать. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Устный счёт
Арифметический диктант.
Я буду читать информацию о нашем районе, ваша задача записать только числовые данные из текста.
В районе 16 административных центров, 19 населённых пунктов в составе 1 городского и 15 сельских поселений. Район образован в 1956 году. Общая площадь – 2124 км². Население на начало 2016 года составляет 50383 человека. На территории района находится 10 туристических объектов, 3 озера, 2 водопада, 3 реки и 6 притоков.
Проверка по слайду
Задачи
Чтобы узнать интересные факты из истории городского поселения Залукокоаже, надо решить задачи.
В 2054 году Залукокоаже исполнится 150 лет. Назовите дату основания села. (2054-150=1904 г)
Основанное в 1904 году село называлось Абуково, а в 1920 году его переименовали в Залукокоаже. Сколько лет прошло между этими событиями? (1920-1904=16 года).
Наш район может гордиться тем, что у него имеются свои символы: герб, флаг и гимн.
Задача №1.
1).Чтобы узнать число утверждения флага Зольского района найдите сумму чисел 15 и 13 = 28
2).Чтобы узнать месяц утверждения флага вычислите разность чисел 98 и 87 =11
3).Чтобы узнать год утверждения флага решите уравнение Х*4=8056 Х=2014год
4). Чтобы узнать присвоенный флагу регистрационный номер решите пример 5503+4455=9958
Флаг Зольского муниципального района утвержден решением внеочередной сессии Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР от 28.11.2014 года и внесен в государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 9958
II.Актуализация знаний.
- Посмотрите на выражения.
66 378 : 39 1 620 : 324 33 165 : 9
4891 : 73 92 220 : 265 37 950 : 6
- Что скажите? (Это выражения на деление)
Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите это слово «деление»?
Предполагаемые ответы детей: компоненты деления, табличное деление, внетабличное деление, письменные приёмы деления. Деление на 10,100, 1000, свойства деления: 1. a : 1 = a. При делении числа на единицу получаем само число.
2. 0 : a = 0. При делении нуля на любое число, не равное нулю, получаем нуль.
3. На нуль делить нельзя!
4. a : a = 1. При делении числа, на само себя, получаем единицу.
5. Деление суммы на число: (a + b) : c = a : c + b : c.
Чтобы разделить сумму на какое-нибудь число, можно разделить на это число каждое слагаемое отдельно (если это возможно) и полученные частные сложить.
6. Деление разности на число: (a - b) : c = a : c - b : c.
Чтобы разделить разность на какое-нибудь число, можно разделить на это число уменьшаемое и вычитаемое отдельно (если это возможно) и из первого частного вычесть второе.
III. Постановка проблемной ситуации.
На доске записаны выражения:
66 378 : 39 1 620 : 324 33 165 : 9
4891 : 73 92 220 : 265 37 950 : 6
- Я предлагаю разделить эти выражения на группы.
- Какие группы получились? (Деление на однозначное число, деление на двузначное число, деление на трехзначное число)
- Выражения каких столбиков нам решать легко и мы это хорошо умеем делать? (Деление на однозначное)
- Решение каких выражений может вызвать затруднение? (Деление на трехзначное число и двузначное число)
- Кто из Вас попробует назвать тему нашего сегодняшнего урока? (Деление на двузначные и трехзначные числа (закрепление).
- Какую цель поставим перед собой? (Продолжим учиться делить на двузначные и трехзначные числа).
IV.Построение проекта выхода из затруднений
Решение примеров.
-Вспомните алгоритм деления на трехзначное число и решите примеры : (двое у доски)
759121:253 984240:328
Алгоритм записан на доске.
Повторение алгоритма деления на трехзначное число.
Найти первое неполное делимое.
Определить число цифр в частном.
Найти цифры в каждом разряде частного.
ПРИМЕЧАНИЕ: если получатся разные ответы, спросить: «Как узнать, кто прав?» сделать проверку умножением.
Работа в парах
Следующее задание выполняем в парах.
1. Перед вами три математических выражения, вы выберите то выражение, которое вам по силам.
1818: (364+242) = 3
329- (36820+38620):230 = 1
(703х45+365):160-198 = 2
Ребята, кто выбрал первое выражение, проверьте результат. (второе, третье)
Молодцы, очень хорошо.
Решение уравнений.
Река Малка – самый большой приток реки Терека. Найдите длину реки Малка, решив уравнение.
13440:Х=384:6
Длина реки 210 км
3. Решение задач (по выбору)
Наш район славится сельским хозяйством. Здесь занимаются полеводством, животноводством. В с.п. Светловодское находится молокозавод, который славится своей продукцией не только в КБР, но и за её пределами.
Решите задачу, связанную с продукцией этого завода.(Проверочные работы с.78 №2)
Из 224 л молока получают 56 кг творога. Сколько литров молока надо переработать, чтобы получить 250 кг творога?
224:56=4 (л) –молока для 1 кг творога
250х4=1000 (л) – молока
Совсем скоро вы перейдёте в 5 класс и пойдёте учиться в школу №1 г.п. Залукокоаже. А кто знает, сколько школ находится на территории Залукокоаже? (3) Давайте решим задачу, связанную со школой.
С книжного склада отправили в школы городского поселения 28800 учебников. В прогимназию отправили четвёртую часть этих учебников, во вторую школу -6300 учебников, а остальные учебники отправили в первую школу. Сколько учебников получила первая школа?
28800:4=7200 (у)- прогимназия
7200+6300=13500 (у)- в прогимназия и 2 школы
28800-13500= 15300 (у)-1 школа
3. Геометрическая задача
Ученики 4 класса, на уроке технологии, решили сшить прямоугольный флаг Зольского района. Для этого ребятам надо вычислить, сколько ткани необходимо приобрести. Помогите произвести расчёты.
Вычислите площадь флага, если известно, что его ширина 80 см, а длина в три раза больше?
1) 80*3 = 240(см)
2) 80 *240 = 19 200(см2 )
Ответ: площадь флага 19 200см2
Проверка усвоенных знаний. Тетрадь «Проверочные работы» ТЕСТс.76 - 5 минут
Самопроверка , самооценка.
Подведение итогов.
Ну что ж , ребята, наша экскурсия по родному района подходит к концу. В конце урока, я хочу проверить вас и узнать, что вы знаете или узнали сегодня на уроке о своей малой родине. Для этого вы сейчас разгадаете кроссворд.
Как сначала называлось Залукокоаже?
Административный центр Зольского района
В каком поселении есть молокозавод?
В каком образовательном учреждении вы учитесь?
Фамилия Главы Зольского района.
Солёное озеро на границе со Ставропольским краем.
Река протяженностью 210 км, приток Терека.
Название нашего района.
| | | | | | | | 2 | | | | | 3 | | | | | | |
| | | | | | | | з | | | | | с | | | | | | |
| | | | | | | 1 | а | б | у | к | о | в | о | | | | | |
| | | | | | | | л | | | | | е | | | | | | |
| | | | | | | | у | | 5 | г | я | т | о | в | | | | |
| | | | 7 | м | а | л | к | а | | | | л | | | | | | |
| | | | | | | | о | | | | | о | | | | | | |
| | 6 | т | а | м | б | у | к | а | н | | | в | | | | | | |
| | | | | | | | о | | | | | о | | | | | | |
4 | п | р | о | г | и | м | н | а | з | и | я | | д | | | | | | |
| | | | | | | | ж | | | | | с | | | | | | |
| | | | | | | | е | | | | | к | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 8 | з | о | л | ь | с | к | и | й |
| | | | | | | | | | | | | е | | | | | | |
V. Рефлексия.
- Какова была цель урока?
- Удалось ли вам достичь цели?
- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке и закончите предложения:
На уроке я узнал (а) ….
Теперь я умею …
На уроке мне было трудно ….
На уроке мне понравилось …
Д/З: задание по выбору «Проверочные работы» с 74 №1,2 или тест с.77
13