Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски |
1. Организационный момент - 1 мин |
Здравствуйте, ребята! Садитесь! (приветствие) Давайте вспомним, какие дроби вы знаете? Что мы умеем делать с дробями? | (присаживаются) Обыкновенные и десятичные С десятичными дробями мы умеем складывать, вычитать, умножать и делить. С обыкновенными - складывать дроби с одинаковыми, разными знаменателями, умножать и делить на натуральное число, умножать обыкновенные и смешанные дроби. | |
2. Актуализация знаний – игра «Лото» (работа в парах, фронтальная работа) – 4 мин |
Необходимо выполнить задания на листе, полученный результат найти на соответствующей карточке и приложить её обратной стороной к заданию. В результате получится шифр. Если какое-то задание Вы выполнить не можете, положите на него знак «?». (Контролирует выполнение заданий) (Фронтальная работа, вместе с учащимися заполняют табло на доске, анализируют шифр) Что у вас получилось? Вы смогли выполнить все задания? В чем затруднение? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса – как разделить обыкновенную дробь на дробь). Что ж, сегодня наши мыслительные операции будут направлены на то, чтобы найти ответ на этот проблемный вопрос, этому и посвятим наш урок. Тема нашего урока… ? Курс задан, какова цель урока? Итак, каждый сам для себя наметил поле деятельности. Запишите в тетради цель, которую вы сегодня поставили. | (Внимательно слушают, задают вопросы, если они есть). (Выполняют задания, пара, заполнившая карточку «Лото» поднимает руку, после того как большинство выполнили задание – фронтальная проверка) КАК РАЗДЕЛИТЬ ОБЫКНОВЕННУЮ ДРОБЬ НА ? (В результате работы приходят к проблемному вопросу – как разделить обыкновенную дробь на дробь, так как решить последний пример им не удалось, в силу того, что задание новой не изученной темы) (формулируют с учителем тему урока, записывают её в тетрадь) Деление обыкновенных дробей! Несколько учащихся проговаривают цель, которую они ставят на этот урок. Научиться делить обыкновенные дроби, вывести правило деления обыкновенных дробей и закрепить. | Слайд 1 Выполните сложение  | Выполните вычитание  | Сократите дробь  | Увеличьте  | Выполните умножение  | Выполните умножение  | Выполнить умножение взаимно-обратных чисел  | Найти произведение 1 3 | Выполнить деление  | Тема урока: Деление обыкновенных дробей |
3. Изучение нового материала (фронтальная работа) – 10 мин |
Для достижения цели и получения ответа на проблемный вопрос предлагаю Вам выполнить небольшое исследование. Обратите внимание на доску. Охарактеризуйте условие и данные. Как найти площадь данного прямоугольника? Что произойдет с шириной прямоугольника, если длину и площадь одновременно уменьшить в 10 раз? На какое число надо умножить, чтобы получить х? Чему равна ширина прямоугольника? Какое свойство уравнения мы использовали? Решим же это уравнение, находя неизвестный множитель. Проанализируйте выражение и предположите, как можно выполнить деление дроби на дробь? А сейчас посмотрим в учебник - правильно ли мы сформулировали правило деления обыкновенных дробей. Проговорите правило друг другу так, как вы его поняли. После того как проговорили в парах, несколько учащихся проговаривают правило для всех Как это правило можно записать с помощью букв? Запишите в тетрадь | Дан прямоугольник длина которого 4см, а площадь 20 см2. Нужно найти ширину прямоугольника. Для того, что бы найти ширину прямоугольника надо надо площадь прямоугольника разделить на длину. (Выслушиваются ответы) Ширина прямоугольника не изменится. Пусть ширина равна х см, тогда чтобы найти площадь надо ширину умножить на длину прямоугольника, т.е.  10/4 ( Х=5см Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю. Х= =5, поскольку корень один и тот же Х= = Чтобы разделить обыкновенные дроби нужно делимое умножить на число , обратное делителю. Открывают учебники и читают правило. Убеждаются, что правило сформулировано верно По схеме: УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК формулируется правило Проговаривают правило в парах 4 человека рассказывают правило классу. (записывают) | Слайд 2  S = 20 см2 Как найти ширину прямоугольника? Чему равна ширина данного прямоугольника? 20 см2 : 4см = 5 см дм2  Слайд 3  Частное обыкновенных дробей – это дробь, числитель которой равен произведению числителя первой дроби и знаменателя второй дроби, а знаменатель – произведению знаменателя первой дроби и числителя второй дроби. |
4.1. Закрепление (самостоятельная работа) – 4 мин |
Для закрепления правила, нужно… (3 ученика вызываются к доске, выполняют задания первого столбика, второй столбик - решают самостоятельно, затем проверяют). | решить примеры! (Остальные решают самостоятельно, затем проводят проверку решений через показ на доске) | З адания на закрепление 1) 4) 2) 5) 3) 6) |
4.2. Закрепление (фронтальная работа) – 2 мин |
А теперь, ребята, я предлагаю Вам стать настоящими экспертами! Найдите и проанализируйте ошибку в данных заданиях. (направляет деятельность учащихся на нахождение ошибок, выявление их характер) | (анализируют, находят ошибки и их характер) Арифметическая ошибка. Неправильную дробь нужно переводить в число. Не сокращена дробь. | (После определения ошибки, она выделяется анимацией в примере на доске) Слайд 4 1 ) 2 ) 3 ) |
5. Проверочная работа (самостоятельная работа, взаимопроверка) – 5 мин |
(Раздаются карточки с заданиями, время работы 5 минут, затем взаимопроверка). Кто выполнил все 5 заданий правильно? Кто выполнил 4 задания правильно? (Проводится анализ: количество выполнивших на «5», «4», характер ошибок, выявляется степень усвоения материала) По желанию ребят оценки за проверочную работу могут быть выставлены в журнал | (Решают задания на карточке, подписывают их, затем обмениваются с соседом по парте и выполняют с помощью доски взаимопроверку). (Проводится анализ: количество выполнивших на «5», «4», характер ошибок) (поднимают руки) Проверочные работы уч-ся сдают учителю для определения уровня усвоения. | (Высвечиваются ответы на этапе взаимопроверки) |
6. Решение практических задач (работа в группах) – 16 мин |
А сейчас посмотрим, в каких жизненных ситуациях встречаются задания на деление обыкновенных дробей. Учитель руководит созданием групп Создаются 2 группы по 4 человека, | Ведут поиск информации из книг. Выполняют предложенное задание, выбирают из группы выступающего для объяснения решения задачи. Задают вопросы, если они возникают. Выполняют задания в группах. Представляют свое решение задач. | Слайд 5 Поочередно высвечиваются задания и правильное их решенияе |
7. Рефлексия урока – 2 мин |
Какова была цель урока? Достигли ли вы цели урока? Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей. Решена ли проблема, поставленная в начале урока? Какие трудности возникли? Соответствовал ли наш эпиграф уроку? Вопросы? | (Отвечают на поставленные вопросы, анализируя собственную деятельность на уроке) | Слайд 6: «Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение.» Г. Гессе |
8. Домашнее задание – 1 мин |
Записываем домашнее задание. есть ли вопросы? (контролирует запись домашнего задания в дневник или тетрадь) | (записывают, задают вопросы при возникновении таковых) | № 617; 618 (а), 622 правило |