Конспект урока математики в 3 классе «Деление с остатком».
Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
Формировать практические навыки деления числа с остатком;
Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
2.Развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
Развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
наблюдательности и любознательности,
развитию познавательной активности, формированию навыков работы в парах;
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
Организационный момент.
В нашем классе все друзья,
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь всем справа,
Улыбнитесь всем слева,
Мы все дружная семья.
Мотивация к учебной деятельности.
- Итак, ребята, мы с вами начинаем урок, а вот под каким девизом мы будем сегодня работать, скажете, чуть позже, выполнив задание.
- Найдите у себя на партах карточку с заданием. Над этим заданием вы будете работать в парах. Выполнив задание, вы узнаете девиз нашего урока.
- Какая же фраза послужит девизом сегодняшнего урока? (ответы детей)
«Где есть желание, найдётся путь!»
- Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете смысл этой пословицы? (высказывания детей).
-А у вас есть желание совершать новые открытия? (Да).
- Ну, тогда в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Ребята, чему мы уже научились на уроках математики? (высказывания детей).
- Посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь записаны выражения.
24:8 35:7 27:9 12:4 17:3 36:9
- Скажите, пожалуйста, чем похожи эти выражения? (они все на деление).
- Правильно. Давайте вспомним, как называются компоненты при делении.
(делимое, делитель, частное).
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Запишите эти выражения в тетради и найдите их значения. (один ученик работает на доске)
- Так, а что-то случилось? Возникли какие-то затруднения? (17 не делится на 3).
-Давайте проверим. (фронтальная проверка)
- Может, кто-то нашёл решение, как 17:3? (нет).
- Ну, что, друзья мои, мы с вами столкнулись с проблемой. 17:3 – это табличный случай деления? (нет). Мы сталкивались раньше с такими выражениями? (нет)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Над чем же мы будем сегодня работать? (делить неделимые числа)
- Чтобы точнее сформулировать тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Разложите яблоки на тарелки поровну. (17 яблок, 3 тарелки)
- Скажите, пожалуйста, сколько у нас всего яблок? (17) Что нас просят сделать? (разложить их на тарелки поровну)
- А что значит поровну? (значит количество яблок в тарелках должно быть одинаковое)
- А как вы думаете получится у нас выполнить это задание? (предположения детей)
- Давайте проверим.
- Сколько яблок нам удалось разложить, чтобы в тарелках их было поровну? (15)
- На сколько тарелок мы раскладывали яблоки? (на 3) Сколько яблок получилось в каждой тарелке? (5)
- А сколько яблок осталось не разложенных? (2) А что с ними делать? Мы можем их разложить по трём тарелкам поровну? (нет) Они остались лишними.
- Давайте, проговорим, как мы 17 яблок разложили на 3 тарелки. (Мы разложили 17 яблок на 3 тарелки, у нас получилось по 5 яблок в каждой и 2 яблока осталось)
- Давайте посмотрим, как же записывать такие выражения.
На доске запись: 17:3= 5 (ост.2)
- А вот теперь, кто может сформулировать тему урока? Чему мы будем сегодня учиться? (делить с остатком)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, а почему это выражение вызвало затруднение? (мы не решали такие выражения)
- Давайте, поставим себе учебную задачу, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (научиться делить с остатком)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, а представьте такую ситуацию. Ваш друг спросит вас: А вы изучали в школе тему «Деление с остатком?». Не мог бы ты мне помочь разобраться в ней? Как вы будете ему объяснять?
- Давайте составим план, алгоритм объяснения. У вас на партах есть карточки с действиями, попробуйте составить алгоритм.
- Хорошо, молодцы. Давайте проговорим алгоритм хором.
5. Реализация построенного проекта.
- Давайте, попробуем выполнить деление с остатком, пользуясь полученным алгоритмом.
42: 5=
- Как разделить 42 на 5? Наш первый шаг? (найдём самое большое число до 42, которое делится на 5)
- Что же это за число? (40)
- Разделим 40 на 5. Получаем 8. Пишем его в частное.
- Вычитаем из делимого число 40, получаем 2. Это и есть остаток.
- Скажите, пожалуйста, а почему мы взяли 40, а вот я хочу 35. 35 же тоже делится на 5? (да). Будет 7. Вычитаем из 42 число 35. Сколько будет в остатке? (7) Хорошо, мне всё нравится.
- Кто то со мной не согласен? (да) А почему, что не так? (остаток 7 мы можем ещё разделить на 5).
- Молодцы! Совершенно верно. Какой вывод из этого мы можем сделать? (остаток должен быть меньше делителя)
- Давайте дополним наш алгоритм ещё одним пунктом.
6. Первичное закрепление с проговариванием.
- Ну вот теперь наш алгоритм готов и мы можем порепетировать, как же вы будете объяснять этот приём своему товарищу. (фронтальная работа с проговариванием алгоритма)
15:7= 29:3=
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У.с.26 номер 2.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Давайте вспомним, над какой темой мы с вами работали на уроке? (деление с остатком)
- Где нам может пригодиться умение делить с остатком? (высказывания детей)
9. Рефлексия учебной деятельности.
- У вас на партах лежат лесенки успеха. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Поставьте себя на ступеньку знаний.
- Ребята, я хочу вас поблагодарить за работу, вы большие молодцы. Спасибо за урок!