Просмотр содержимого документа
«Деление с остатком»
8.10.2018г
Конспект урока математики в 4 классе (УМК «Гармония»).
Тема: Деление с остатком.
Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ и практико-ориентированных заданий.
Задачи:
- формировать представление о делении с остатком, вывести алгоритм деления с остатком и тренировать умения применять его для нахождения значений выражений;
-развивать умения выполнять внетабличное умножение и деление;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;
-содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД : готовность к обучению, положительное отношение к учению; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии;
выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий;
уметь устно умножать и делить числа в пределах 100, используя разрядный состав чисел, взаимосвязь компонентов и результатов действий.
Тип урока: открытие новых знаний.
| Этапы урока | Содержание этапа |
I. | Этап самоопределения к деятельности. Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учению. Методы: методы стимулирования и мотивации. | Чтение стихотворения: Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Давайте учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Постарайтесь всё понять, Чтобы правильно считать. - А зачем нужно правильно считать? (Ответы детей) - Правильно, без точного счёта не сдвинется с места любая работа. -С чего начнём работу на уроке? |
II. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цели для учителя: способствовать осознанию потребности построения нового способа действий; -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Предметные результаты: закрепить умение устно умножать и делить числа в пределах 100, используя разрядный состав чисел, взаимосвязь компонентов и результатов действий. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Методы: частично-поисковый. Форма работы: фронтальная. | Устный счёт: -Что общего в выражениях? -На какие группы можно разделить выражения? Почему? 48:8 81:9 96:3 16:3 54:6 56:4 44:4 321:3 13:2 23:4 Ответы учащихся: - На выражения с табличным и внетабличным делением. -Назовите эти выражения. 48:8 96:3 13:2 54:6 44:4 16:3 81:9 56:4 23:4 321:3 - Вычислите значения выражений. - Какие выражения вызвали затруднения? Почему? - Какую цель поставим на урок? Ответы учащихся: - Познакомиться с новым случаем деления. |
III. | Постановка учебной задачи. Цель для учителя: зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Методы: методы стимулирования интереса к учению, проблемно- поисковый Форма работы: групповая. | Беседа: -Почему не смогли выполнить деление в выражениях: 13:2? Ответы учащихся: - Число не можем разделить полностью. - Давайте вместе подумаем, как можно решить выражение 13:2? Предполагаемые ответы учащихся: -Взять 13 предметов или нарисовать и поделить на 2. - Действовать, как при внетабличном делении двузначного числа на однозначное: представить делимое в виде суммы удобных слагаемых и выполнить деление. |
IV. | Открытие нового знания. Цель для учителя: организовать усвоение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий. Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи. Методы: проблемное изложение Форма работы: фронтальная | Составление алгоритма действий: -Можем ли мы представить число 13 в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на 2? (Нет, не можем) -Значит, надо подобрать такое число, которое делится на 2 и меньше 13. Какое это число? (12) Разделите это число (12:2=6) -На сколько число 13 больше, чем 12? (На 1) -Как это записать? (13-12=1) 1 – это остаток. Что нужно сделать, чтобы найти остаток? (Вычесть подобранное число из делимого) Запись: 13:2=6(ост.1) 6-это неполное частное, 1-остаток. По ходу рассуждения составляется: Алгоритм выполнения деления с остатком: 1.Подобрать число, которое меньше делимого и делится без остатка. 2.Разделить это число. 3.Вычесть подобранное число из делимого и получить остаток. (Слайд 4) Работа с учебником. -Откройте учебник и прочитайте правило на с.29. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Чему ещё необходимо потренироваться на уроке? |
V. | Первичное закрепление. Цель для учителя: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий. Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Форма работы: фронтальная | Физминутка. Комментированное выполнение учащимися деления с остатком с опорой на алгоритм: 16:3 Ответы учащихся: - Подберём число, которое меньше 16 и делится на 3 без остатка. Это число 15. 15 : 3 =5, 5 – неполное частное. Вычтем из 16 -15,остаток равен 1.Остаток меньше делителя, значит запись верная: 16:3=5(ост.1) 23:4 Ответы учащихся: - Подберём число, которое меньше 23 и делится на 4 без остатка. Это число 20. 20: 4 =5, 5 –неполное частное. Вычтем из 23-20, остаток равен 3. Остаток меньше делителя, значит запись верная: 23:4=5(ост.3) |
VI. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели для учителя: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Методы: -практический -метод контроля и самоконтроля -создание ситуации успеха Форма работы: парная. | -Сейчас предлагаю поработать в парах. Вспомните главное правило работы в паре? (Прислушиваться к мнению товарища, работать дружно) -Выполните деление с остатком: 12:5 17:5 25:6 42:8 -Проверьте правильность выполнения деления по образцу. -Оцените работу своей пары. |
VII. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действия, повторение и закрепление ранее изученного. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий Познавательные УУД: выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии; выстраивать логическую цепь рассуждений. Регулятивные УУД: осуществлять контроль, коррекцию, оценку. Методы: метод самостоятельной работы; метод контроля и самоконтроля Форма работы: индивидуальная. | Дифференцированная самостоятельная работа учащихся. Выполнение задания № 60 или № 62 , с.30-31 из рабочей тетради Проверка по образцу. -Оцените свою работу. |
VIII. | Рефлексия учебной деятельности Цели: зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Методы: метод контроля и самоконтроля Формы работы: фронтальная; индивидуальная. | -Подведём итоги нашей работы. -Над какой темой работали на уроке? -Какую цель ставили? Достигли ли поставленной цели? -Какую цель поставим на следующий урок математики? -Выберите высказывание, которое считаете подходящим для сегодняшнего урока. -Оцените свою активность на уроке (в тетрадях по шкале) -Спасибо за урок. -Домашнее задание: |