- умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
- умение структурировать знания (анализ, синтез, выбор оснований для сравнения). Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; использование символической записи правила.
- умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный этап | - Здравствуйте! Наш урок я хочу начать с притчи. Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжёлые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ» Пусть урок принесёт вам новые открытия и знания. Успехов вам. - Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой. - Давайте вспомним как нужно правильно сидеть, как нужно держать ручку при письме и в каком положении должна быть наша тетрадь. Проверка домашнего задания. | - Здравствуйте! Учащиеся проверяют рабочее место. -Да, готовы. |
| 1.Устный счет | Индивидуальные карточки (проверка таблицы умножения) Слайд 2 Мама купила 5 булочек, по 9 рублей каждая. Сколько денег заплатила мама за булочки? - Как вы узнали? - Что вы можете рассказать о числе 45? - Давайте сейчас откроем тетради и запишем 14 февраля. Классная работа. - Красиво напишите число 45 несколько раз, помните у каждой цифры свой домик, своя клетка. - Число 45 замените суммой разрядных слагаемых. - А теперь суммой таких чисел, каждое из которых, чтобы делилось на 5. Вывод: поднимите руки, сначала кто на данном этапе урока поставил бы себе отметку 5, а другую отметку – ниже 5. Молодцы! | - 9*5=45 (руб.) - Двузначное, так как в записи две цифры, нечетное, так как не делится на 2, некруглое, так как не оканчивается на 0. - Записываем число 45. - Сумма разрядных слагаемых 40+5 - Сумма чисел 20+25, 30+15, 10+35 делятся на 5. |
2 | Актуализация знаний | - У вас на столах лежат карточки. А сейчас посмотрите на карточки и найдите пару, не вычисляя. 8*7+2*7 (3+2)*4 5*6+4*6 (8+2)*7 3*4+2*4 (5+4)*6 - Почему не производя вычислений, вы правильно соединили выражения? - Проверяем. - Какой математический закон здесь применен? - Как он звучит? - А теперь запишите первое выражение в тетрадь и решите их разными способами. Вывод: Молодцы, решили правильно. | Работа в парах. - Потому, что это 2 способ умножение суммы на число. - Это распределительный закон умножения. - При умножении суммы на число надо слагаемое умножить на это число, а затем сложить полученные произведения. Два ученика работает у доски. (3+2)*4=3*4+2*4=12+8=20 Сумму 3 и 2 надо умножить на 4, после этого сложить. (Можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить) (3+2)*4=5*4=20 Сумму 3 и 2 надо умножить на 4.(Можно вычислить сумму и умножить её на число.) |
3 | Создание проблемной ситуации | - А сейчас вам нужно найти значения следующих выражений. Предлагается решить примеры: (40+8):6 (20+80):10 (60+27):3 (Последний пример должен вызвать затруднение) Проблемный диалог: - Ребята, смогли решить? - В чем затруднение? - Чем вычисления не похожи на другие? - Что на что мы делили? | - Нет или да - Сумма в последнем примере не делится. - А в других сумма делилась. - Сумму на число. |
4 | Определение темы и постановка целей урока | - А сколько у вас получилось? - А как же так? Задание одно, а результаты разные? - Почему так получилось? Чего мы не знаем? - Какая же тема урока? - Итак, сегодня мы будем учиться делить сумму чисел на число. - Какие цели мы поставим? - Что мы для этого будем делать? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | (Дети называют разные ответы) - Решили не правильно. - Как делить сумму на число. - Деление суммы на число. - Научиться делить сумму на число. |
5 | Первичное усвоение новых знаний Физ.минутка | - Предлагаю вам решить следующую задачу. 6 красных и 4 зеленых яблока разложили поровну на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую тарелку? Слайд 2 - Я хочу чтобы вы решили ее разными способами. - Разложите яблоки так, чтобы на обеих тарелках было поровну яблок. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 - Что общего в этих выражениях? - В чем разница? -Задача у нас была одна? - А способы решения? - Какое математическое свойство использовали? - Сравните ваш вывод с информацией в учебнике на стр.13. Совпали ваши высказывания? - Ребята, как же можно сумму разделить на число: - Ребята, давайте вернемся к нашему примеру. - Можем теперь сейчас решить новый пример? (Повесить пример) - Кто хочет его решить? | (6+4):2=10:2=5 (я.) – можно вычислить сумму и разделить её на число. (6+4):2=6:2+4:2=3+2=5 (я.) – можно разделить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить. - Одинаковые значения выражений. - В способах записи выражений, в способах решения. - Да. - Способы разные. - Деление суммы на число. - Читают правило в учебнике. 1.Можно вычислить сумму и разделить на число. 2.Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. - Да. - Один ученик решает пример с комментированием у доски с подробной записью. Остальные записывают в тетради. (60+27):3=60:3+27:3=20+9=29 Сумму 60 и 27 делим на 3, результаты сложить 20 и 9.(Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.) |
7 | Первичная проверка понимания | - Рассмотрите задания в учебнике на стр.13, №1. Какие из них помогут нам применить наше сегодняшнее открытие? - Кто считает, что достаточно хорошо освоил прием деления суммы на число? Кто считает, что еще нужна тренировка. Молодцы! | - Задания №1. (80+16):4=80:4+16:4=24 (30+21):3=30:3+21:3=17 (11+13):6=24:6=4, только одним способом так как по отдельности слагаемые не делятся. |
8 | Первичное закрепление | Теперь поработаем по учебнику стр.13, № 2. Прочитайте задачу. - О какой величине говорится в задаче? - Как удобно записать задачу кратко? - Сколько в ней будет столбцов? - Сколько строчек? - Что такое 15 метров? Слайд 2 - Что такое 12 метров? - Что такое 3 метра? Слайд 3 -Значит, второй столбик назовем, Расход ткани на одно платье. - Как назовем второй столбик? - Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили? - Запишите решение задачи двумя способами. | Расход ткани на одно платье | Количество платьев | Общий расход ткани | Первая закройщица | 3 м | ? | 15 м | Вторая закройщица | ? | 12 м | 1 способ: 1)15+12=27 (м) - у обеих закройщиц. 2) 27:3=9 (п) - всего 2 способ: 1)15:3=5 (п)-1 закройщица 2) 12:3=4 (п) – 2 закройщица 3) 5+4=9 (п) - всего Ответ: всего 9 платьев они скроили. - Оцените свою работу на данном этапе урока. | - О длине. - С помощью таблицы. - 3. - 2. - Расход ткани первой закройщицы. - Расход ткани второй платье. -Расход ткани на одно платье? - Второй столбик назовем количество платьев. 1 способ: Можно вычислить сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15+12), и результат разделить на 3. 2 способ : А можно вычислить сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученные результаты сложить. - Сам себя оценивает. |
11 | Итог урока. Рефлексия деятельности | - С каким новым вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке? - Какими способами можно разделить сумму на число? - Кто доволен своей работой? - Какое задание было самым интересным? Закрасить 1/3 окружности. (Прочитать доли, определиться с выбором) | - Распределительный закон деления. Деление суммы на число. |
12 | Домашняя работа | Учебник стр.13, № 3,5. | |