СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление текста на части. Работа над планом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деление текста на части. Работа над планом.»

Коррекционное развитие речи

01.12 Тема урока: Деление текста на части. Работа над планом.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я продолжу знакомить вас с таким понятием, как «план текста», мы продолжим учиться составлять планы к текстам.



Как вы уже знаете, план - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

В основном планы делятся на два типа:

Планы бывают

Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3. и т.д.

Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1.

1.1.

1.2.

2. и т.д.

Напоминаю, как составить план текста:

  1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

6. Проверь себя:

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

-помогут ли твои заголовки.



Сейчас мы с вами выполним упражнение на деление текста на части.

П рочитайте текст: Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался. (Э. Шим)

Итак, алгоритм деления текста на части: новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.

Давайте попробуем разделить текст на части, выделить каждую часть текста абзацем.

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось!

Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.

Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.

А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.

А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

– Итак, действуя по алгоритму мы определили в тексте 5 частей.

Давайте прочитаем первую часть: утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! ) Обратите внимание на то, когда происходит действие – Утром. В первой части мы обращаем внимание на время.

Прочитайте вторую часть. Что изменилось? (Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.) – Изменилось действие: воробьи сбились в стайку.

Прочитайте третью часть. Кто в ней появился? (Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.) – Еще воробей – новый герой.

Переходим к четвертой части. Что здесь изменилось? (А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.)Действие – воробей взлетел.

Работаем с последней частью. Что меняется в ней? (А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.) Место – на дороге лужа.

Итак, когда же в тексте начинается новая часть?

Новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.

Давайте составим план к нашему тексту:

– Прочитайте первую часть, определите ее тему. Запишите заглавие первой части.

Далее работа ведется аналогично.

Записываем примерный простой план текста, который у нас может получиться:

1. Щедрое угощение.

2. Борьба за горбушку.

3. Задиристый воробей.

4. Тяжелая добыча.

5. Неудача.



Домашнее задание: выполните упражнение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!