муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа № 5"
«Деловая игра как прием формирования функциональной грамотности на уроке литературы»
Выступление подготовила
учитель русского языка и литературы:
Грабовская Юлия Евгеньевна
Деловая игра
Деловое общение
Продуктивная творческая деятельность
Работа в малых группах
Я и другие – единое целое.
Я работаю для всех – и для себя
Особенности деловой игры
Позиция
Дидактическая игра
Преобладающий вид деятельности
Деловая игра
Репродуктивная деятельность
Ведущая организа-ционная роль
Учитель
Ориентация учебной деятельности
Продуктивная и твор-ческая деятельность
Учитель и учащиеся
На процесс и количе-ственный результат
Востребованные качества
Хорошая память, бы-страя интеллек-туальная реакция.
На качественный результат
Роль учителя
Коммуникативные способности, гибкость мышления , логика.
Председатель – ведущий. Затейник.
Коллега по творческой деятельности.
Принципы технологии деловой игры
гуманистичность , (приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, идеи свободного развития, учет индивидуальных особенностей);
связь с жизнью ;
принципы коллективности , сотрудничества , делегирования ;
принцип рефлексивного последействия ;
принцип гибкости ,
соотношение управления и самоуправления ;
принцип интеграции ;
принцип занимательности, положительный эмоциональный фон
Ролевые позиции в групповой работе
методологические позиции
(методолог, проблематизатор, критик, рефлексирующий, методист, программист);
организационные позиции (организатор, контролер, координатор, тренер, интегратор, манипулятор);
позиции по отношению к содержанию работы в группе
(эрудит, генератор идей, аналитик, разработчик, диагностик, имитатор);
позиции по отношению к новизне
(инноватор, осторожный, инициатор, консерватор)
социально-психологические позиции
(лидер, независимый, предпочитаемый, непринимаемый, принимаемый, отвергаемый);
Эффективность
Деловая игра позволяет сформировать у участников
готовность брать на себя инициативу в организации общения при решении проблем;
готовность действовать с учетом позиций другого;
способность с помощью вопросов добывать необходимую (недостающую) информацию
стремление и возможность понимать относительность, субъективность мнений, желание и умение прислушиваться к точке зрения других;
способность переводить конфликтную ситуацию в диалог, находить пути разрешения через анализ условий и выработку общей точки зрения;
умение обнаруживать различные эмоциональные состояния у участников и использовать это в ходе общения при решении проблем;
способность выявить свои профессиональные умения в общении, профессиональные интересы, позиции, психологические качества и корректировать их
Функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя, своих близких;
- обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями;
- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.
Основные направления формирования функциональной грамотности
Спасибо за внимание!