СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в современных условиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование педагогических компетенций у воспитателей (педагогов) ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в современных условиях»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 381

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ









ДЕЛОВАЯ ИГРА


«Организация взаимодействия ДОУ

с семьями воспитанников

в современных условиях»











Подготовила:

Учитель – логопед

Беловол Н.М.

Дата проведения: 14.11.2024





г. Донецк - 2024

Цель: формирование педагогических компетенций у воспитателей (педагогов) ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников.

Атрибуты: плакат с силуэтами деревьев, на деревьях прикреплены листочки с заданиями, карточки с изображением тучек, листы А-4, карандаши (ручки), свеча, шляпа, грамзапись песни Б.Окуджавы «Комплимент», (для свечи, шляпы, релаксации).

  1. Вступление. Актуальность вопроса.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций, такова цель сегодняшней нашей встречи.


  1. Практическая часть: Упражнение «Свеча»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Начать встречу мне поможет свеча. Свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки)

Все родители разные, это взрослые люди, и к каждом нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.

Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия.

«Честное слово, играть интересно.

Жить без игры - невозможная жизнь.

И я сознаюсь вам честно-пречестно,

Каждый из взрослых играет чуть-чуть». Г. Бардин


Форма деловой игры позволит нам наиболее плодотворно изучить данное направление воспитательной работы.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

         Непонимание между родителями и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители, отдав ребенка в дошкольное учреждение, отстраняются от процесса воспитания и контроля, поручив это детскому саду, педагогам. Воспитатели испытывают большие трудности в общении с такими родителями. Как нелегко порой объяснять родителям, что ребёнок требует общения и развития.

 

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, сделать их участниками воспитательного процесса?

 

Тема нашей деловой игры: «Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в современных условиях».

Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны.


Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

(Анализ выполненного упражнения)


«Мозговой штурм»

Работа в группах. (на столах стоят карточки: на первом столе карточка с одной тучкой, на втором столе карточка с двумя тучками. Все участники выбирают себе маленькие карточки с такими же тучками. Таким образом коллектив разделился на две команды).

Предлагается ответить на вопрос, выполнить задание на листах бумаги. Затем они крепятся на доску.

(подойти к плакату с силуэтами деревьев, найти березу, оторвать листочки с заданиями)                                                                                                               

1. Напишите различные формы работы с родителями.

2. Предложите актуальные темы родительских собраний.                             

3. Выделите способы выхода из конфликтных ситуаций.

4. Сформулируйте советы родителям.


Выступление групп:

Формы работы с родителями:

- групповая работа

- индивидуальная работа

- тренинг поведения

- личностный тренинг

- дискуссии

- беседы, встречи

- лекции

- родительские собрания

- ролевые игры

- просмотр и обсуждение фильмов

- индивидуальные консультации

- тестирование

- анкетирование

- экскурсии, экспедиции

- конкурсы

- праздники

- родительские лектории 

- военно-спортивные мероприятия

 

Актуальные темы родительских собраний:

1. Возрастные особенности воспитанников.

2. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

3. Как стать своему ребенку другом?   

4. Здоровая семья.

5. Родители и дети.

6. Психология в семье.

7. Папа, мама, я – дружная семья!

8. Отношения отцов и детей сегодня!

9. Профилактика вредных привычек и антисоциального поведения.

10. Правовой лекторий.

11. Дети и закон.

12. Семейный этикет.


Выход из конфликтных ситуаций:

1. Избежание конфликтов.

2. Не пытаться что-то доказать.

3. Нужно замолчать.

4. Избегать словесного отрицательного отношения к партнёру.

5. Если есть возможность спокойно выйти, уйти.

 

Советы родителям:

1. Любите своих детей!

2. Помните, что любой человек имеет право на ошибку! На ошибках учатся!

3. Помогайте своим детям разумно!

4. Чаще улыбайтесь.

5. Старайтесь искать в любом случае положительные стороны.

6. Подбирайте слова в разговоре с ребёнком.

7. Уважайте его достоинство.

8. Не забывайте, что Вы тоже были детьми!

9. Защищайте своих детей в меру.

10. Посещайте родительские собрания, ведь информация и знания лишними не бывают.

11. Участвуйте в делах своего ребёнка, его группы и детского сада.

12. Не начинайте разговор с ребёнком с критики и повышенного тона, опирайтесь на его хорошие качества.


Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15секунд!

Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это

  • улыбка;

  • имя собеседника;

  • комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителям – их ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.


(звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»)

1. Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться, 

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

2. Давайте говорить

Друг другу комплименты,

Ведь это все любви

Счастливые моменты.

 

3. Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибаться снова.

 

Умеем ли мы с вами говорить друг другу комплименты? И сейчас встав в круг, мы поиграем в игру «Волшебная шляпа».

  Цель: упражнять в высказывании комплимента.

Инструкция: пока звучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка останавливается тот, у кого она осталась, одевает её себе на голову и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшения, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о человеке. Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «спасибо, мне очень приятно. Да, мне это в себе тоже очень нравится». По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями. Легко ли было говорить комплименты, приятно ли было принимать комплименты.

Итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.


Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации»

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями.

(подойти к плакату с силуэтами деревьев, найти дуб и сорвать листочки, на которых написаны задания)

Произнести фразы:

  1. «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка»

  2. «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре»


Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.


Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз... Два... Три...


Рефлексия

Предлагается взять смайлик в зависимости от настроения.



9