СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День Единого текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

День Единого текста - это технология смыслового чтения. 

Просмотр содержимого документа
«День Единого текста»

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.

Что такое «функциональная грамотность»?

  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

  • Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

  • Внимание важно уделять развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области.

День Единого текста – это организационно педагогическая технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией и осуществляют познавательную деятельность по учебным предметам. В Дне Единого текста могут участвовать все классы школы, классы по параллели или один класс. Главное, что все уроки в этот день проводятся по одному тексту.

День Единого текста - это технология смыслового чтения.

При подборе текста нужно учесть, что содержание должно затрагивать актуальные для школьников проблемы и вызывать интерес у учащихся разных возрастов. Важно, чтобы информация содержала термины, цифры и научные факты.

Составляя задания к тексту, учитель может использовать дополнительные научные или статистические данные, видео, фото и иллюстрации. Текст не должен быть большим, иначе с ним будет трудно работать. Он должен содержать не прямые указания на ответы, а подсказки, заключённые в словах, словосочетаниях, таблицах и т.д.

В 2023 году в День Единого текста нам был предложен текст, посвящённый празднованию Китайского Нового года. (Приложение 1)

С учениками 4 класса мы работали с одним текстом в течение всего учебного дня.

Литературное чтение.

Первичное знакомство с текстом.

Приём «Чтение с остановками».

План текста.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

«Синквейн».

Ребусы.

Русский язык.

«Кластер» - Части речи.

На определённой части текста идёт работа по теме урока «Предложение с однородными членами предложения».

Математика.

Решение заданий, используя материал текста. (Приложение 2, 3, 4)

Находить, извлекать и использовать информацию из текста.

Структурирование информации в таблицу. Нахождение закономерности.

Технология. Изготовление подвижной игрушки символа года.

Плюсы данной технологии для учителей:

уникальный банк заданий, формирующих функциональную грамотность, УУД, по разным предметам, для разных возрастов. Решения задач, которые не найдешь в справочниках и решебниках, и носящие метапредметный характер.

Плюсы для учеников:

повышается мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития функциональной компетенции школьников, и они понимают, что на уроке главный источник информации – это текст.

Минусы:

  • отсутствие мотивации у учителей,

  • сложность выбора текста, так как надо увидеть в нем поле деятельности для различные учебных предметов.