Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области.
День Единого текста – это организационно педагогическая технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией и осуществляют познавательную деятельность по учебным предметам. В Дне Единого текста могут участвовать все классы школы, классы по параллели или один класс. Главное, что все уроки в этот день проводятся по одному тексту.
День Единого текста - это технология смыслового чтения.
При подборе текста нужно учесть, что содержание должно затрагивать актуальные для школьников проблемы и вызывать интерес у учащихся разных возрастов. Важно, чтобы информация содержала термины, цифры и научные факты.
Составляя задания к тексту, учитель может использовать дополнительные научные или статистические данные, видео, фото и иллюстрации. Текст не должен быть большим, иначе с ним будет трудно работать. Он должен содержать не прямые указания на ответы, а подсказки, заключённые в словах, словосочетаниях, таблицах и т.д.
В 2023 году в День Единого текста нам был предложен текст, посвящённый празднованию Китайского Нового года. (Приложение 1)
С учениками 4 класса мы работали с одним текстом в течение всего учебного дня.
Литературное чтение.
Первичное знакомство с текстом.
Приём «Чтение с остановками».
План текста.
Приём «Тонкие и толстые вопросы».
«Синквейн».
Ребусы.
Русский язык.
«Кластер» - Части речи.
На определённой части текста идёт работа по теме урока «Предложение с однородными членами предложения».
Математика.
Решение заданий, используя материал текста. (Приложение 2, 3, 4)
Находить, извлекать и использовать информацию из текста.
Структурирование информации в таблицу. Нахождение закономерности.
Технология. Изготовление подвижной игрушки символа года.
Плюсы данной технологии для учителей:
уникальный банк заданий, формирующих функциональную грамотность, УУД, по разным предметам, для разных возрастов. Решения задач, которые не найдешь в справочниках и решебниках, и носящие метапредметный характер.
Плюсы для учеников:
повышается мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития функциональной компетенции школьников, и они понимают, что на уроке главный источник информации – это текст.
Минусы:
отсутствие мотивации у учителей,
сложность выбора текста, так как надо увидеть в нем поле деятельности для различные учебных предметов.