Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №8
Сценарий праздника «День именинника»
начальные классы, УМК любой
Выполнила: учитель нач. классов
Перфилова Мария Викторовна
г. Солнечногорск
2019г.
День именинника
Класс украшен шарами, цветами. На доске портреты – дружеские шаржи именинников. Звучит музыка «Песня крокодилы Гены», входят именинники и рассаживаются на почетные места.
Учитель. Здравствуйте ребята, уважаемые родители! Сегодня у нас праздник. Как он называется?
Дети. День именинника.
Учитель. Об обычаях русских, детских играх и потешках услышать не хотите ли?
Дети. Хотим.
Выходят ведущие.
1-й ведущий. Гости мои любимые? Гости мои дорогие!
К нас вам бабушка идет,
Бабушка молоденька,
Несет кашку сладеньку.
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знали,
Чтобы чаще в гости звали!
2-й ведущий. Смотрите, как горница принаряжена! А пирогами пахнет… Как вы думаете, когда так торжественно и уютно в доме? Правильно – праздник! А какой праздник приносит в дом самую большую радость? Конечно, рождение ребёнка. Как вы думаете, кого больше ждали в крестьянской семье: мальчика или девочку? (Ответы детей). В мальчике видели помощника, а в девочке разорительницу. Почему? (Ответы детей).
Родился малыш, обмывает его бабка и кладет под образа: «Будь, моё дитятко, счастливо и талантливо». В воду бросают либо серебряную монету, либо три камешка, взятые из избы, с улицы, из бани. Бабка заговаривает: «Как эти камушки спят и молчат, никогда не кричат, так бы и у меня младенец спал бы и молчал, никогда не кричал, не ревел, не знал бы никакой скорби. Будьте мои слова плотно-наплотно, крепко-накрепко, к моим словам ключ и замок и булатна печать.»
Люльку пустой не качали, волос до года не стригли, в зеркало смотреть не давали, возле ребёнка, играющего на полу, не мели, спящим никому не показывали. Может, и правильно делали? Рос малыш спокойным, вовремя начинал говорить, ходить, и звучали колыбельные песни.
1-й ученик. Серые коты
Из заморья шли,
Тебе сна несли,
Много возрасту.
Спи, высыпайся,
Ума набирайся.
1-й ведущий. Проснулся малыш, потягивается, а мать по животику гладит и приговаривает:
2-й ведущий. Вдоль – растушки,
Поперек – толстушки,
Ручки – бобушки,
Ножки – бегушки,
Глазки – смотрушки,
Роток – говорок.
2-й ведущий. А как называются первые мамины игры с малышом? Пестушки, от слова «пестовать», нянчить, воспитывать. Ребенок гулит или аукает, а мама ему своё.
3-й ученик. Ах, поёт, поёт, Соловушка!
Ах поёт, поёт Молоденькой!
Молоденькой, хорошенькой,
Пригоженькой!
2-й ведущий. Как вы думаете, зачем во время пастушек мама то ручки ребёнка в стороны разведёт, то вверх поднимет, то кистями помашет:
Сова летит, сова летит,
Гуси летели, на головку
Сели - шу!
- Правильно, делает зарядку.
2-й ведущий. После купания окатывает водой и приговаривает:
4-й ученик: Вода текучая,
Дитя растущее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода – книзу
А дитя – кверху.
1-й ведущий. А вот как с вами играли:
5-й ученик. Поехали с орехами
На бочке, на бочке,
По гладкой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
Рысью, шагом –
Бух в яму!
2-й ведущий. И страшно, и смешно с колен вниз лететь, да мать не уронит… Помогают ребёнку делать первые шаги:
6-й ученик. Тра-та-та, Тра-та-та!
Поймал дедушка кота,
А бабушку кошку
На левую ножку.
Большое ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ.
2-й ведущий. Мама правой рукой изображает рога козы, слегка щекочет ребёнка и приговаривает:
7-й ученик. Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп!
Кто каши не ест?
Кто молока не пьёт?
Забодает, забодает, забодает!
2-й ведущий. Играли с вами в «Ладушки» и в «Сороку». Помните их?
Дети вспоминают и хором рассказывают.
1-й ведущий. А вот в такую игра зачем играют.
Двое ребят читают по ролям:
- Чей нос?
- Макеев.
- Куда идёшь?
- В Киев.
- Что везёшь?
- Рожь.
- Что возьмёшь?
- Грош.
- Что купишь?
- Калач.
- С кем съешь?
- Один.
- Не ешь один! Не ешь один!
2 ведущий. Прибаутки ребёнок не только слушает, но их потихоньку запоминает и «помогает» рассказчице.
8-й ученик. Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.
1-й ведущий. Такие прибаутки не только учат, но и поучают, верно?
9-й ученик. Была себе курочка рябенька,
Снесла яичко беленько.
Дедушка бил-бил - не разбил,
Только мышка-покатаюшка
Ударила хвостиком и разбила.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудкудахчет,
А мышка-покатаюшка
Шмыг в норку и ушла, ушла, ушла.
2-й ведущий. В игре ребёнок учится двигаться и разговаривать и, конечно, воспитывается. Считали, что до 12 лет дети – чистые души – быстрее взрослых найдут общий язык и с солнышком, и с дождиком, и с ветром, и с матерью сырой землёй. Именно дети произносило заклички и приговорки.
10-й ученик. Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Дождик, дождик, пуще!
Дай хлеба гуще!
Дождик, роси, роси,
Девушка, расти, расти!
11-й ученик. Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
12-й ученик. Божья коровка,
Чёрная головка,
Полетай за море!
Тем тепленько,
Здесь холодненько.
1-й ведущий. А сколько дразнилок было придумано нашими предками! Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы вниманием наши прабабушки и прадедушки в раннем детстве.
- Алёшка!
Все. Лепёшка!
- Андрей!
Все. Воробей!
- Антошка!
Все. Картошка!
- Васька!
Все. Васёнок – худой поросёнок!
- Егор!
Все. Багор!
- Еремей!
Все. Про себя разумей!
13-й ученик. Иванушка - простота,
Купил лошадь без хвоста,
Поехал жениться,
Привязал корытце,
Корытце ломается,
Невеста улыбается.
Корытце упало –
Невеста пропала.
14-й ученик. Сидор баню продаёт,
Сидориха не даёт,
Сидорята верещат,
Под бугор баню тащат,
15-й ученик. Обманули дурака
На четыре кулака,
На пяток стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое колесо,
Чтоб тебя разнесло!
2-й ведущий. И тебя дразнят, и ты в долгу не останешься, только лишнего не обижайся и не обижай. Ты кто?
Все. Дед Пихто
Да бабушка Никто!
16-й ученик. А и Б сидели на трубе,
А упала, Б пропало,
Что осталось на трубе?
Все. И!
16-й ученик. За уши дери!
1-й ведущий. Сам выбирай, что лучше: не ответишь – засмеют, что недогадливый, ответишь - береги уши.
Рассказывают двое ребят:
- Тебе поклон прислали.
- Кто?
- Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша!
2-й ведущий. Отвечайте «И я».
- Я пойду в лес.
- И я.
- Я срублю дерево.
- И я.
- Я вырублю колоду.
- И я.
- Я замешу свиньям.
- И я.
- Они будут есть.
- И я.
Рассказывают двое ребят:
- Санька! У тебя под ногами грязь!
- Где? (Наклоняется, смотрит.)
- Не кланяйся, я тебе не князь!
1-й ведущий. Не понравились тебе дразнилки, так и не нужно: другие игры есть, и полезные, и вовсе не обидные.
Ну-ка, попробуй быстро произнести:
- Ал-мал, бел алмаз, зелен изумруд.
- Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.
- Хохлатки – хохотушки хохотом хохотали: «Ха! Ха! Ха! Ха!»
1-й ведущий. Надоело язык тренировать, побегай, попрыгай. Только опять хорошего помощника не забудь, если игра – состязание. Как ты думаешь, что это?
17-й ученик. Раз, два, три, четыре –
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик - большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь –
Паука мы попросим:
– Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Машенька, води!
Все. Это считалочка.
Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
2-й ведущий. Именины, именины!
Всем приятно отмечать.
1-й ведущий. Все мы любим день рожденья.
И хоть полон он забот,
Как приятно в день рожденья
Старше стать на целый год.
2-й ведущий. Поздравляем вас с праздником,
С праздником именин.
Мы вас тут повеселим
И подарки раздадим!
Класс украшен шарами по количеству детей-именинников, в шарах лежат бумажки с номерами. Именинники «лопают» их и достают бумажки с праздничными номерами лотереи.
1-й ведущий. Все ли любят подарки? Сейчас пройдёт беспроигрышная лотерея, где вас ждут удивительные призы.
Ведущие по очереди называют номер билета и вручают подарки именинникам.
№1. Кусочек сладкой жизни (конфета).
№2. Замарашкой чтоб не быть, нужно руки чаще мыть (мыло).
№3. Всякое может случиться, тогда вам это пригодится (носовой платок).
№4. А эта вещь полезная, хотя и не железная (резинка).
№5. Каждый школьник в свой багаж всегда положит (карандаш).
2-й ведущий. Ну а теперь принимайте поздравления ребят.
Дети вручают подарки – подделки, сделанные своими руками, а затем по заявкам именинников.
Заканчивается праздник чаепитием.