Урок обществознания
Класс: 7
Учитель: Григорова Л. М.
Тема: Деньги, их функции
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Создать условия для открытия учащимися новых знаний по теме
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с историей денег, подвести их к пониманию роли денег;
2) охарактеризовать виды денег в современном обществе
3) выяснить функции денег в современном обществе;
4) продолжить формирование умений делать выводы, работать по тексту учебника;
5) стимулировать развитие интереса и стремления учащихся к глубокому изучению естественных и общественных явлений;
УУД:
Предметные: усвоить и применять понятия деньги, эквивалент; иметь представление о важности и роли денег в современном мире. Характеризовать функции денег.
Метапредметные: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, презентационной), в разных источниках (учебник, словарь); умение применять полученную информацию: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Умение формулировать понятия.
Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Личностные: мыслить и осуществлять морально-нравственный выбор в соответствии с существующими общечеловеческими моральными ценностями.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная
Форма урока: урок – исследование.
Оборудование: учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями, видеофрагмент из к/ф «Сватовство гусара», карточки с заданиями, презентации: «Деньги, их функции», «Интересные факты о деньгах».
Основные термины: эквивалент, деньги, функции и виды денег, номинал, валюта.
ХОД УРОКА.
Эпиграф:
«Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества…Деньги очень хороши, когда они служат нам, и очень плохи – когда повелевают нами».
Ф. Бэкон (анг. философ).
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать всех вас на уроке обществознания.
- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям,
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Успехов желаю всем нам!
Актуализация и учебное действие.(5 мин)
Экономическая интеллектуальная разминка . (слайды 2-9)
III. Определение темы урока. (4 мин)
Отгадайте загадки и вы поймете, о чем же пойдет речь сегодня.
- Вещь очень нужная. Особенно когда их нет.
- Обладают способностью размножаться.
- Их много не бывает.
- Не пахнут, но быстро улетучиваются.
- Для людей умных составляют средство, для глупцов - цель.
- Не приносят счастья... Но зато, сколько они приносят радости!
- Любовь к ним — корень всех бед.
- Либо господствуют, либо служат.
- Да, речь пойдет о деньгах.
Создание проблемной ситуации.
- А какую роль играют деньги в жизни человека? (Даша и Данил)
- У нас два противоречивых мнения. А чье мнение поддержите вы?
- Какие возникли противоречия? ( роль денег неоднозначна) - Что необходимо, чтобы разрешить эту проблему? (недостаточно информации, новых знаний о деньгах)
- Тема урока «Деньги, их функции». Проблема: – «Деньги – это зло или необходимость».
- Что мы должны узнать, чтобы решить нашу проблему? (формулируют цели)
Целеполагание и планирование
План изучения темы:
Из истории денег.
Что такое деньги. Виды денег.
Функции денег.
IV. Изучение нового материала:
4.1. Из истории денег. (3 мин)
4.1.1. Самостоятельная работа с текстом «Как деньги стали деньгами»
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот( коровы, лошади, овцы). В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы». У разных народов деньгами служили топоры, раковины, рыболовные крючки, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Задание: Составить кластер, назвав, какие предметы исполняли роль денег.
Вопрос: Почему именно эти предметы исполняли роль денег?
4.1.2. Что такое деньги. (3 мин)
Учитель:
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? (магазин, копилка, машина, компьютер, телефон).
- Как можно назвать предметы, которые вы назвали? (товар)
- Легко ли было обменивать товар на товар? Почему? (каждый товар имеет свою цену, которая зависит от того, сколько затрат в него вложено)
- В результате обмена, люди пришли к выводу о том, что нужен товар- посредник, который легко обменять на любой товар. Товар – посредник стал выполнять роль эквивалента.
- Работа со словарем: (стр. 158) «Эквивалент-равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его».
- Так что же такое деньги? (товар)
- Работа со словарем (стр. 154) «Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товара».
Самостоятельная работа с текстом : «Деньги в жизни человека». (3 мин.)
- Какие признаки денег выделил автор?
- Какие виды денег существуют?
Признаки денег
Компактность или портативность
Делимость
Долговечность
Однородность
Ликвидность – легко обмениваются.
Практическая работа с использованием монет « Язык денег».
(Володина Алена) (3 мин)
У монеты есть специальный язык
Аверс - лицевая сторона монеты, на ней номинал монеты.
Номинал – нарицательная стоимость, обозначенная на монетах, бумажных денежных знаках ( 50 коп., 5 руб, 10 руб.)
Реверс – оборотная сторона монеты, на ней находится герб государства
Легенда – надпись на монете (название города, государства, год чеканки)
Гурт - боковая поверхность, ободок, ребро, обрез монеты.
Есть наука, которая занимается изучением истории монет и денежного обращения. Это нумизматика. Она возникла в 18 в.
Любая монета — это источник информации. Монеты дополняют записи древних писателей, историков, данные археологических раскопок. На них часто изображали правителей, спортивные игры, сцены из мифов. Они помогают изучить древний быт, религию, превращаются в прекрасные иллюстрации истории.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЕНЬГАХ
(презентация Овсянникова Анастасия) ( 3 мин)
- Работа со словарем: валюта, конвертируемость.
Учитель:
- Я предлагаю вам прослушать музыкальный отрывок из кинофильма «Сватовство гусара» и выполнить задания.
1-я группа слушая, выписывает названия денег- валют,
а 2-я группа выписывает те слова и словосочетания, которые показывают отношение человека к деньгам. (деньги – цель и средство, слаще меда, милее девушки, женился на приданом)
ПЕСНЯ «ДЕНЕЖКИ» (2 мин)
- Понравился ли вам герой сюжета? Почему?
- Как люди относятся к деньгам?
- Можно на этот вопрос ответить однозначно?
- Нам необходимо выяснить, каковы функции денег в обществе?
4.3.Функции денег.
4.3.1.Самостоятельная работа с учебником. ( стр. 106-109). ( 3 мин)
Практическая работа. Определите функцию денег. ( 3 мин)
(СЛАЙДЫ)
V. Закрепление
1.Заполнение таблицы «Функции денег».( 2 мин)
2. Обсудим вместе «Деньги – добро, деньги – зло».( 2 мин)
3 Работа с высказыванием Ф. Бэкона ( 1 мин)
VI. Домашнее задание. (1 мин)
П. 13, эссе «Деньги – зло, деньги – благо»
VII. Рефлексия.( 1мин)