А.С. Бойко
педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 имени кавалера ордена Мужества Виталия Петровича Матвийченко, Славянский район, хутор Бараниковский.
boikoan66@mail.ru
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам, с которыми сталкиваются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной среды в рамках современного общества. Число детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается. Актуальность данной темы обусловлена тем, что такие дети регулярно сталкиваются с разного рода проблемами, начиная с отсутствием осведомленности о законодательных актах и общественных организациях, заканчивая психологическим климатом в семье. Задачей педагога, работающего с данной категорией учащихся, является обеспечение качественным психолого-педагогическим сопровождением ребенка на протяжении всего процесса обучения.
Ключевые термины: обучающиеся с ОВЗ, инклюзивное образование, общество, тьютор, адаптированная образовательная программа.
За последние годы в России нередко обсуждается вопрос о рассмотрении понятия «Инвалид» в адрес детей с ограниченными возможностями здоровья. Пожалуй, понятие «Инвалид» – это крайне негативное и даже обидное слово по отношению к ребенку. В зарубежных странах никогда не используют данное понятие по отношению к детям, вместо этого их называют «дети с ограниченными возможностями здоровья», «учащиеся с нарушениями», «особенные дети».
Определение «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному трактуется у различных авторов. Автор Т.В. Егорова в своих трудах раскрывает значение предложенного термина: детьми с ограниченными возможностями здоровья, называют детей, испытывающих трудности в обучении, которые в полном объеме не могут освоить образовательную программу из-за состояния здоровья [1].
Советский психолог Л.С. Выготский считал, что важнейшая задача дошкольного образования и общеобразовательных школ состоит в желании обеспечить «особенных» обучающихся общественным приспособлением, которое способствует всестороннему формированию личности обучающегося.
Л.С. Выготский так же раскрывает понятие «Обучающийся с ОВЗ» имеющих разного рода нарушения как в психическом, так и в физическом плане. Данные отклонения ведут к нарушениям общего развития, которые не позволяют учащимся жить полной жизнью. Советский психолог считал, что учащимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо принимать участие в различной общественной деятельности, которая определяет характер направленности детского умения [2].
С этим утверждением нельзя не согласиться. С педагогической точки зрения данную категорию учащихся не нужно «запирать» в обособленные группы, а наоборот, в полной мере практиковать их общение с остальными детьми. Делая это, мы даем понять обучающемуся, что он играет важную роль в коллективе, становится его частью, учится взаимодействовать с социумом, что дает тенденцию к естественному развитию ребенка.
В современном обществе до сих пор активно обсуждается проблема массового образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Отмечено значительное различие общей системы образования от той, которая была бы направлена на формирование специального коррекционного образования данной категории учащихся. Учителя общей системы образования отказываются изучать специализированные педагогические технологии для оказания индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ. А ведь на данный момент нет ни одного образовательного учреждения где бы отсутствовала данная категория детей.
В каждой группе дошкольного учреждения и в каждом классе общеобразовательной школы имеется, как минимум, по одному «особенному» учащемуся. Практика показывает, что число таких учащихся увеличивается в зависимости от факта их перехода в следующее звено. Проблемы начинаются тогда, когда учащийся начинает отставать от сверстников в усвоении программы и получать неудовлетворительные оценки по нескольким предметам.
Исходя из вышесказанного стоит обратить внимание на необходимость развития классического тьюторства в образовательных организациях, так как тьюторское сопровождение детей с ОВЗ – это ключевой компонент инклюзивного образования.
Автор М.В. Чеканова дает следующее определение понятия тьютор. Тьютор – это педагог или наставник, который в индивидуальном порядке сопровождает «особенного» учащегося в течении всего периода обучения [3 с. 94]. На протяжении данного периода тьютор начинает активно взаимодействовать с учителем учащегося, для постановки общих целей и задач обучения и воспитания, с учетом индивидуальных психологических особенностей обучаемого.
Но как правило не все учителя готовы принять психологическую помощь от тьютора. У многих педагогов наличие на уроке еще одного специалиста вызывает негативные эмоции, другие же начинают взаимодействовать с обучающимся исключительно через тьютора, отделяя таким образом учащегося от остального коллектива и заставляя его чувствовать себя отверженным.
Положительным результатом данного сотрудничества является осознание у учащегося с ограниченными возможностями здоровья ключевой роли учителя в процессе обучения.
Таким образом, между обучающимся и образовательной организацией тьютор становится связующим элементом.
Опираясь на федеральные государственные образовательные стандарты имеет смысл рассмотреть ключевые понятия данной статьи с нормативно-правовой стороны.
Учащийся с ограниченными возможностями здоровья – это лицо, которое имеет психологические или физические отклонения, а иногда и совокупность данных недостатков [4].
Инклюзивное образование – это возможность предоставления равной доступности образования для всех категорий учащихся, с учетом многообразия образовательных потребностей и индивидуальных особенностей [5].
Адаптированная образовательная программа – это программа, которая разработана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию и устранение отклонений в развитии, а также на формирование и развитие социальной адаптации данной категории учащихся [6].
Хотелось бы рассмотреть классификацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Один из специалистов в области специальной педагогики А.Р. Маллер классифицирует данную категорию лиц по характеру их расстройств:
1. глухие, позднооглохшие и слабослышащие дети I-II вид;
2. незрячие и слабовидящие дети III-IV вид;
3. дети с тяжелыми нарушениями речи V вид;
4. дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата VI вид;
5. дети с задержкой психического развития VII вид;
6. дети с интеллектуальной недостаточностью VIII вид [7].
Как правило, чаще всего дети, обучающиеся в коррекционных классах и получающие инклюзивное образование в общеобразовательных классах, имеют задержку психического развития, нарушения речи или нарушения интеллектуальной сферы. Таким детям свойственно неустойчивое внимание, неравномерная динамика работоспособности, снижение учебной мотивации и интереса к окружающей среде, у некоторых обнаруживается сниженная потребность в общении, а иногда даже и склонность к изоляции.
Такие нарушения социализации обусловлены, в первую очередь, проблемами в общении «особенных» учащихся коррекционного класса со сверстниками из общеобразовательных классов. Их сторонятся из-за их особенностей. Многие дети с ОВЗ имеют тяжелые нарушения речи, которые так же становятся большой проблемой при общении. Здоровые дети воспринимают учащихся с ОВЗ с негативной точки зрения, считают отсталыми, неспособными к контролю своих действий, иногда даже опасными. Отношение обычных детей к «особенным» детям во многом зависит от отношения к ним их родителей. Многие родители считают, что нахождение в классе обучающегося с ОВЗ мешает обучению их собственного ребенка. Следовательно, учителю и специалистам образовательной организации необходимо регулярное проведение профилактической работы с родителями. Необходимо показать им что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья несмотря на свои особенности, являются такими же детьми, как и все. Ведь инклюзивное образование подразумевает обучение и развитие всех учащихся в равных образовательных условиях.
Так же у любого учащегося с ограниченными возможностями здоровья нарушено сенсорное восприятие действительности. Этого ребенка могут раздражать и даже пугать совершенно обычные вещи. Например, перестановка уроков, сокращенный день или замена учителя. В такие моменты очень важно правильно успокоить учащегося, при необходимости посадить на первую парту, тактильно стимулировать, класть руку на плечо, а некоторых учащихся лучше наоборот посадить как можно ближе к двери, чтоб в случае стрессовой ситуации вывести из класса. И снова возникает проблема нежелания педагога индивидуально работать с «особенным учащимся», ведь каждому учителю, работающему с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, нужно обращать внимание, как «особенный» учащийся реагирует на той или иной предмет. Он может бурно реагировать на любой объект, например, отказываться работать с пластилином из-за его консистенции, отказываться писать ручкой другого цвета или рвать бумагу. В таком случае лучше подобрать альтернативный вариант проведения урока, не выходя за рамки образовательной программы.
Несмотря на многообразие признаков, характеризующих учащихся с ограниченными возможностями здоровья, выделяется единый для всех категорий симптом – пониженная мотивация к обучению. Следовательно, из-за отсутствия мотивации к обучению, у учащегося снижается работоспособность и отсутствует формирование самостоятельности на занятиях, такому учащемуся будет необходима постоянная организационная помощь учителя.
Из этого следует, что вышеописанные проблемы замедляют развитие учащихся с ОВЗ, мешают им познавать и усваивать новый учебный материал, препятствуют накоплению информации и знаний об окружающем мире, что оказывает негативное влияние на устранение недочетов и изъянов, касающихся познавательной деятельности [8].
На данном этапе развития инклюзивного образования в образовательных организациях так же имеются проблемы отношения родителей как здоровых детей, так и родителей «особенных» учащихся к введению инклюзии в образовательную среду. Со стороны родителей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, возникает ситуация, когда они полностью перекладывают ответственность за развитие и обучение своего ребенка на специалистов образовательной организации.
Независимо от имеющихся проблем, инклюзивное образование должно продолжать развиваться для изменения отношения современного общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, развития толерантного отношения и уважения к ним.
Таким образом, становится актуальным вопрос подготовки педагогов к работе в рамках новой формы работы – инклюзии. В условиях инклюзивного образования педагог сталкивается с коррекционными формами и приемами работы, которые со временем придется подбирать и усовершенствовать под каждого ученика. Такие формы и приемы работы потребуют от учителя, работающего в данном направлении, развития гармоничных отношений с учащимися, а также полного взаимопонимания.
Подводя итог, можно сказать, что педагоги, которые профессионально подготовлены и готовы к работе с учащимися с ОВЗ должны иметь тенденцию к постоянному самообучению и саморазвитию, а также владеть определенными навыками и качествами личности, которые развивают осознание собственной ответственности как носителя культуры для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой педагог должен быть готовым к большим физическим и психологическим затратам, корректно, тактично и адекватно воспринимать учащихся с ОВЗ.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ:
Егорова М.А., Заречная А.А. Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3.
Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982.
Чеканова, М. В. История специальной педагогики / М. В. Чеканова. // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. 2016. –С. 94-00.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.16 ст. 2
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 27 ст. 2
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.28 ст. 2
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. –
208 с.
Е. В. Панфилова., // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 141-143.
A.S. Boyko is a teacher-psychologist of the municipal budgetary educational institution of secondary school No. 43 named after the Knight of the Order of Courage Vitaly Petrovich Matviichenko, Slavyansky district, Baranikovsky farm.
[email protected]
CHILDREN WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY.
Annotation. This article is devoted to the problems faced by students with disabilities in the educational environment in the framework of modern society. The number of children with disabilities is constantly increasing. The relevance of this topic is due to the fact that such children regularly face various kinds of problems, starting with the lack of awareness about legislative acts and public organizations, ending with the psychological climate in the family. The task of a teacher working with this category of students is to provide high-quality psychological and pedagogical support for the child throughout the entire learning process.
Key terms: students with disabilities, inclusive education, society, tutor, adapted educational program.