Тезисы к выступлению на
совещании д/к «Орион» от 05.03.2025 г.
«Дети участников СВО рядом с нами,
на что обратить внимание»
Лоскутова Елена Юрьевна,
педагог-психолог,
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие»» г.Орска».
Дети участников СВО рядом с нами, на что обратить внимание.
Члены семей участников (ветеранов) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье при исполнении обязанностей военной службы, нуждаются в помощи и поддержке. Детям, проходящим обучение, необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе и педагогическую поддержку.
Как показали исследования, посттравматический стресс, переживаемый мужчинами-отцами, участниками (ветеранами) боевых действий, оказывает существенное влияние на процесс воспитания ребенка. Выраженный посттравматический стресс сосредотачивает человека на самом себе и своих усилиях по преодолению собственных тревожных симптомов; человек длительное время сфокусирован на переработке травматического опыта, поглощен этим процессом, вследствие чего понижается его внимание и интерес к ребенку. Отец, переживающий психологическую травму, в семье может вести себя агрессивно, проявляет склонность к применению физических наказаний и авторитарному стилю воспитания, подавляя волю ребенка, игнорируя его потребности.
Такой стиль отцовства противоречит современной тенденции развития семейной роли отца и требует внимательного отношения со стороны педагога.
Педагогу важно знать о том, что в семью вернулся участник боевых действий.
Дети испытывают радость, гордость за своего отца. В связи с этим педагог должен поддержать ребенка, высказать свое положи тельное отношение к возвращению героя.
Дети ожидают, что отец будет общаться с ними как прежде. Однако процесс адаптации к мирной жизни может быть не таким без облачным. В течение первых месяцев после возвращения отца дети могут приходить на занятия невыспавшимися, тревожными. В это время педагогу следует отнестись к ситуации с пониманием. У них может снизиться успеваемость и концентрация внимания, так как все мысли могут быть направлены на семейные проблемы.
Ребенок должен иметь возможность поговорить со значимым взрослым о семейных проблемах. В этот период ребенок нуждается в том, чтобы быть понятым, выслушанным и признанным. При необходимости он должен иметь доступ к профессиональной консультации психолога. Обучение ребенка конструктивным стилям поведения увеличивает его уверенность в себе и его возможность контролировать ситуацию.
Педагогу следует быть аккуратным в предоставлении поблажек и преференций ученикам. Научение должно оставаться наиболее устойчивым местом для ребенка, в котором ему понятны правила взаимодействия, а педагог – наиболее стабильной взрослой фигурой. Педагогу необходимо устанавливать ограничения, чтобы ученик не впадал в манипулятивное поведение, используя проблемы в семье как предлог для своей безответственности и неправильного поведения.
Дети, использующие активное преодоление, демонстрируют рост уверенности в своей способности справиться со сложной ситуацией и более быстро приспособиться к ней. И наоборот, дети, которые имеют внешний локус контроля, испытывают чувство вины и полагаются на стратегии отвлечения или избегания. Это может быть причиной их социальной дезадаптации.
Для ребенка из семьи участника (ветерана) СВО требуют повышенного психолого-педагогического внимания, стресс-факторами могут выступать неизвестность о судьбе отца, утрата (острое горе в семье), эмоциональное состояние мамы (переживание за папу или другого родственника, находящегося на СВО). Тревога может нарастать, появляется ощущение, что что-то происходит не то. Ребенок пытается справиться со стрессом. Если стресс разрешается, то мы имеем дело с эустрессом. Например, родственник возвращается или семья получает от него какие-то известия. Если стресс не разрешается, то мы имеем дело с ситуацией дистресса, когда у ребенка не хватает адаптационных возможностей справиться.
При появления стресса у ребенка педагог обращает внимание:
▪ на физическом уровне: головные боли, снижение иммунитета (ребенок может начать часто болеть), мышечное напряжение, усталость, раздражения кожи, одышка, нарушения сна, нарушения пищевого поведения;
▪ на когнитивном уровне: забывчивость; мысленное блокирование информации, которая возвращает ребенка к воспоминаниям (например, чтение текста о войне), – ребенок может не запоминать эту информацию; спутанность мыслей, неспособность сосредоточиться;
▪ на эмоциональном уровне: тревожность, утрата доверия, раздражительность, эмоциональное сопротивление (могут сопротивляться любой инструкции), взволнованность, гнев, депрессия;
▪ на поведенческом уровне: рискованное поведение (ребенок не понимает степень риска и не может оценить его последствия), изменение пищевого поведения (слишком много или слишком мало ест), использование алкоголя, табака в качестве антидепрессанта, бессонница.
Задача педагога создать в образовательном учреждении безопасную эмоциональную среду для ребенка, обеспечить педагогическую и психологическую поддержку.
1. Первый шаг – это проявление эмпатии к ребенку. Педагог может сказать: «Мне очень жаль, что с тобой это произошло. Это очень сложная ситуация. Ни один ребенок не должен такого переживать. Я рядом с тобой». Не нужно подробно расспрашивать ребенка о том, что произошло, как это было.
2. Создание безопасной среды. Педагог должен создать атмосферу безопасности и поддержки в детском коллективе. С одной стороны, дети участников (ветеранов) СВО могут демонстрировать поведение, нехарактерное для большинства учащихся, в связи с испытываемым стрессом; не все из них обладают хорошим уровнем стрессоустойчивости и жизнестойкости, поэтому могут проявлять агрессивное, рискованное поведение, склонность к суицидальным намерениям, наносить самоповреждения. С другой стороны, именно из-за частой и иногда продолжительной демонстрации поведения, непонятного другим ученикам, они могут подвергаться буллингу.
3. Взаимодействие с родителями ученика. Важно донести до родителей идею о необходимости минимальных изменений в семье в стрессовой или кризисной ситуации. При любой стрессовой ситуации и тем более в ситуации кризиса важно попытаться максимально сохранить прежний образ жизни и те занятия, которые были в семье до кризиса. Важно помочь учащимся установить режим дня, который поможет им справиться со стрессом. Режим дает ребенку опору и чувство контроля над ситуацией, помогает предсказывать дальнейшие ситуации.
Как вести себя педагогу, если ребенок в состоянии стресса:
1. Вербализация эмоций. Педагог может назвать эмоции, которые испытывает ребенок. Называние эмоций способствует пониманию ребенком того, что с ним происходит («Похоже, что ты сейчас тревожишься», «Похоже, что ты сейчас грустишь»).
2. Рационализация. Объясните ребенку то, что происходит доступными ему словами. («Ты знаешь, что сейчас происходит специальная военная операция. Наши близкие защищают Родину. Это очень непростое время для всех. Мы все переживаем за них. Мы надеемся, что всё будет хорошо».)
3. Стабилизация дыхания. Переключение, отключение. Физическая разминка (снимает стресс, усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию). Например, Техника 5-4-3-2-1. Постарайтесь по возможности быстро на звать ПЯТЬ предметов, находящихся вокруг вас (например: цветок, чаш ка, стол, книга, ручка). Найдите и обратите внимание на ЧЕТЫРЕ предмета, которые можно потрогать, пощупать (например: кресло, одежда, настольная лампа, мягкая игрушка). Найдите и сфокусируйте свое внимание на ТРЕХ вещах, которые вы можете услышать (например: музыка, шум дождя или проезжающих машин, шелест листьев). Найдите и обратите внимание на ДВЕ вещи, запах которых вы можете почувствовать (например: духи, еда, шампунь, цветы на столе). Найдите и обратите внимание на ОДНУ вещь, которую вы можете попробовать (например: кофе, яблоко, конфета, апельсин). Создайте в своих мыслях любой вкус, который вам нравится, и позвольте ему немного побыть с вами.
Дыхание «по квадрату». Это одна из самых простых и распространенных техник. Дыхание осуществляется следующим образом. Наметьте себе точки в пространстве, напоминающие квадрат. Установите взгляд на верхней левой точке квадрата. Делайте медленный вдох, ведя глазами слева направо по верхней линии квадрата. Затем, задержав дыхание, спускайтесь глазами по линии вниз. Потом сделайте вы дох, проводя глазами по нижней линии квадрата. И снова задержите дыхание, проведя глазами по левой стороне квадрата снизу вверх. В результате у вас должен получиться цикл дыхания: вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания. Такая последовательность вдоха, выдоха и задержек дыхания должна повторяться, но в одинаковые промежутки времени: 3–6 секунд.
4. Проговаривание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных моментов.
5. Демонстрируйте уверенность и контроль над ситуацией. В вашем голосе и поведении не должно звучать сомнение, неуверенность.
6. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения. Избегайте употребления частицы «не». Давайте «иллюзию выбора».
7. При истерике отгородите ребенка от посторонних зрителей. Употребляйте четкие, короткие фразы с утвердительной интонацией («Мы сейчас с тобой пойдем и выпьем воды»). Постарайтесь свести острые реакции к плачу.
Сотрудничество с родителями. Состояние родителя часто приводит к тому, что ребенок заражается его эмоциями. Насколько родитель способен организовать безопасность ребенка, насколько много/мало у него поддержки и т. п. Если родитель не справляется со своими острыми эмоциональными состояниями, педагогу сложно будет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка. Мы не оцениваем воспитательные стратегии родителя, а рекомендуем для блага ребенка что-то изменить в семье или обратиться к специалисту.
Педагогу необходимо помнить об основных потребностях отца ветерана в период реадаптации: быть понятым, быть признанным, быть принятым и быть поддержанным.
Отец вернулся с войны, каким он стал и как реагировать на изменения в поведении в семье:
1.Встречайте военнослужащего как героя. Хотя вы все изменились, выражайте ему свою любовь и поддержку словами и поступками. Старайтесь быть ему лучшим другом, ограждайте от конфликтов.
2. Не требуйте от него первое время активного включения в дела и заботы семьи. Помните, что для психологического возвращения к мирной жизни может потребоваться не менее двух-трех месяцев.
3. Поддерживайте семейные традиции и ритуалы (празднование дней рождений, совместные походы в магазин, отправка позитивных сообщений друг другу в течение дня). 4. Поддерживайте режим дня. Помните, что у военнослужащего нарушен сон. Постепенно возвращайтесь к нормальному для мирной жизни режиму сна и бодрствования.
5. Будьте терпеливы. Одним из симптомов боевого стресса является «онемение чувств». Это может вызвать охлаждение в отношениях. Научитесь различать признаки негативных эмоциональных состояний и реагируйте иначе, чем до его мобилизации
6. Демобилизованный воин может первое время дистанцироваться не только от своей жены, но и от своих детей, родственников, знакомых. Детям нужно объяснить, что изменения временны, что нужно быть внимательнее к папе. Родственникам и знакомым нужно проявить терпение, уважение и признание заслуг воевавшего по отношению к выполненному им воинскому долгу.
7. Если ночью мужу снится кошмар, то будить его не нужно, так как за этим может последовать защитная реакция, и эта реакция может быть агрессивной. После такого сна в течение дня человек может быть резким и раздражительным
8. Одним из признаков боевого стресса, может быть, непереносимость физических контактов. Воин не хочет объятий и прикосновений, так как опасается удара в спину в прямом смысле. Поэтому не рекомендуется подходить к нему быстро со спины. Лучше сначала заговорить с ним, а потом уже приблизиться и дотронуться.
9. У военнослужащих, вернувшиеся из зоны боевых действий, может меняться восприятие ситуаций. Они видят мир в черно-белых тонах и остро, часто агрессивно реагируют на несправедливость. Такие проявления могут стихнуть самостоятельно. Если изменений не про исходит в течение двух месяцев, следует обратиться за помощью.
10. Нередко проявлением эмоциональной травмы может быть тяга к алкоголю. Для нашей культуры привычно использовать алкоголь как средство расслабления. Однако частое и регулярное употребление алкоголя как средства справиться со своими эмоциями может привести к алкоголизации. Поэтому рекомендуется убрать из дома все алкогольные напитки. Алкоголь провоцирует агрессивное поведение по отношению к детям и другим членам семьи.
В педагогическом сопровождении детей ветеранов (участников) СВО нельзя не учитывать качество семейного воспитания, получаемого ими в родительских семьях. Понятно, что на внутреннюю атмосферу семьи, особенности внутрисемейных взаимоотношений влияют психологические проблемы каждого члена семьи, особенно главы семьи – отца.
Задача педагога заметить изменения физического, эмоционального, когнитивного, поведенческого аспекта у ребенка и привлечь внимание родителей и специалистов к решению проблемы.
В целом психолого-педагогическое сопровождение детей играет ключевую роль в создании благоприятной образовательной среды, способствующей развитию не только академических навыков, но и эмоционального интеллекта, социальной адаптации и личностного роста учащихся.