- Здравствуйте, ребята, гости нашего классного часа! Послушайте отрывок из стихотворения Светланы Сирены «Дети войны» Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не все выживали. Горечь-полынь и сейчас на губах. Дети войны, как же вы голодали…. Как же хотелось собрать горсть зерна. На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали…Война… Ребята, о ком это стихотворение? Сформулируйте тему классного часа. Что вы хотели бы узнать по данной теме? Сообщение темы и целей урока (слайд 1). - Да, правильно. Тема нашего с вами классного часа «Дети войны, вы не знали детства». Ребята, 9 мая наша страна 76 лет Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям, которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы (слайд 2) ...Летней ночью, на рассвете, Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких Против всех людей советских,— Это значит — против нас. Звучит сообщение Ю. Левитана о вероломном нападении Германии на СССР Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных войн. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. Чтение стихотворений . «Мальчик из села Поповки» (С. Я. Маршак) (1-ый ученик) Среди сугробов и воронок, В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребёнок — Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы — И это всё, что уцелело. От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя. И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, (2-ой ученик) А что узнал и перенёс. При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле, Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу, За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу. - Что Вы знаете о Великой Отечественной войне? - Есть ли в Вашей семье родные, близкие, знакомые, которые воевали или трудились в годы войны? Расскажите о них. (Песня «Священная война»). Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных (Слайд 3). - Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома? - Да, правильно! Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. - А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии. Отцы и братья на фронт – дети на завод, фабрику и производство. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Всё для победы! Для фронта!»- был лозунг один. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали сутками, забывая про сон и отдых. Жили в цехах сутками, за станками и ели, и пили (слайд 4). Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для солдат фронта, для раненых в госпиталях (слайд5). Ребята помогали раненым в госпиталях (слайд 6), писали по диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Три года, три страшных, казавшихся бесконечных года во время Великой Отечественной войны почти треть населения СССР прожила в условиях немецкой оккупации. «Выжить»!- было главной целью всего народа. Страшно и трудно было оставаться на оккупированной врагом территории (слайд 7). Гитлеровцы ввели трудовые повинности. Жители должны были работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекали и детей. Также детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделав донорами для немецких солдат и т.д. В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них более пяти миллионов детей (слайд 8). Как содержались дети в концлагере? Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. -Кто такие партизаны? Самым юным защитником Сталинграда был Серёжа Алешков, 6лет. После гибели семьи мальчик стал сыном 142-го гвардейского стрелкового полка, которым командовал майор М.Д. Воробьёв. Серёжа помогал старшим товарищам, как мог: носил бойцам почту и патроны, в перерывах между боями пел песни. Медаль «За боевые заслуги» Серёжа получил за то, что спас жизнь своему названному отцу. Однажды во время фашистского налёта бомба попала в землянку командира полка. Никто, кроме мальчика, не видел, что под завалом из брёвен находится майор Воробьёв. Серёжа позвал на помощь (слайд 8). Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести. Это пионеры-герои (слайд 10) -Война – это голод и холод. В годы войны дети не доедали и погибали от голода. – Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Единственный путь к осажденным –«Дорога жизни », был проложен через Ладожское озеро. Дорога жизни спасла Ленинград: по ней в город доставили около 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировано более миллиона человек. Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники (слайд 11). Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942 Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 Савичевы умерли. Умерли все". - Ребята, вы увидели много фотографий детей военных лет. О чем говорят эти фотографии? (слайд12) Аудиозапись стихотворения Л. Голодяевской «Дети войны» (слайд13) Зажигаются свечи у Ивана Васильевича и педагога. Объявляется минута молчания. -Ребята, назовите слово противоположное по значению слову «война» На доске выставка рисунков «Нам нужен мир» Чтение стихотворений Слово очень нужное (М. Родина) Есть на свете слово — нужное и важное, Словно солнце, греет Это слово каждого. Написать без кляксы Очень хочет Света Это слово важное, Тёплое, как лето. Мир для всех народов, Мир на всей планете! Он нам очень нужен — Мне, тебе и Свете. Нужен мир (Н.П.Найденова ) Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны, Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят. Нужен мир на всей планете! Пусть ходят голуби по крышам (Н. Гавриленко) Пусть ходят голуби по крышам, Пусть тают в небе журавли… Пусть будет мир! Он так нам нужен! Мир нужен людям всей земли! Пусть будут реки, города и села, Пусть лес растет, возводятся мосты… Пусть дети всей планеты ходят в школы, Пускай цветут во всех дворах цветы! Дети дарят рисунки Ивану Васильевичу. -Ребята, пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо и яркое солнце над головой, а рядом родные и близкие люди. На память о нашем классном часе я хочу вам подарить солнце. На доске солнышко, если вам было интересно на классном часу, то к нему прикрепите жёлтые лучики, не интересно – белые лучики. |