СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История устного народного творчества. Потешки и прибаутки

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«История устного народного творчества. Потешки и прибаутки»

Учебный предмет: литературное чтеНИЕ
Класс: 2
УМК, название и автор учебника: «Школа России», «Литературное чтение», авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Тема урока: Устное народное творчество
Цель урока: Создание условий для формирования представлений о понятии «устное народное творчество», умения различать виды устного народного творчества
Задачи урока:

Образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», изучить понятия «пословица», «поговорка», «русская народная песня» расширить словарный запас учащихся, учить выразительно читать произведения, анализировать текст, сравнивать.

Развивающие – развивать образное мышление, речь, память, воображение.

Воспитательные –воспитывать любовь к литературе, уважать традиции русского народа, бережное отношение к учебнику.


Планируемые результаты урока: Планируемые результаты урока: Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные: читать выразительно на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста; составлять полные, четкие ответы на вопросы учителя.

Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст, высказывать свое мнение.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме; осмысление правил взаимодействия в паре.

Предметные

Метапредметные








Фрагмент урока:

Название этапа урока

Дидактические задачи этапа

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Форма работы

Используемые средства обучения

Используемые методы и приемы обучения

Мотивационный этап

Замотивировать учащихся на продуктивную деятельность, составить девиз на урок.

“Улыбнёмся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю! (Повторяют за учителем)

Ф

Аудиозапись

Словесные (рассказ)

Речевая разминка

Подготовить речевой аппарат к уроку, развитие фонематического восприятия

Ребята, перед темкак приступить к работе, мы проведем разминку.

Вспомним, как нужно обращаться с учебником?(ответы учащихся)

Откройте страницу 16, я вам читаю, а вы внимательно слушаете.

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра.

Теперь шепотом читает 1 ряд.

Громко читает 2 ряд.

3 ряд читает с удивлением.

1 и 2 ряд читает с радостью. (Читают)

Молодцы, ребята!


Ф

Учебник

Словесные (беседа)


Актуализация знаний

Вспомнить и обобщить с учащимися имеющиеся знания.

Ребята, а вы любите песни?

А что такое песня? (музыкальное произведение, состоящее из слов(картинка поющего человека на слайде))

А что такое пословица? (Фраза, которую употребляют в разных ситуациях, имеет поучительный смысл(картинка человека, а рядом пословица))

А знаете ли вы пословицы? Родители употребляли такие фразы в жизни?

Например, дело время-потехе час

(отвечают)

Хорошо, ребята


Ф






















Презентация

Словесные(беседа)

Наглядные(презентация)

Самоопределение к деятельности

Подвести учащихсяк теме и плану на урок

Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами. Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок? Что же у нас получилось?

«Устное Творчество Народное»

Мы отправимся в страну «Устное народное творчество.»

Это очень удивительная страна. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?


А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока, обратимся к словарю (Устное – уста – то, что произносится, а не пишется.

Народное – принадлежит народу

Творчество – создание чего-то нового)

Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.

Попробуем составить план урока.

Необходимо дополнить фразы

Узнать...(что такое устное народное творчество)

Научиться..(отличать виды устного народного творчества)


(План вывешивается на доску)

Ф



















































Презентация
















Учебник


Словесные(Беседа, рассказ)

Наглядные( презентация)

Практические(Раздаточный материал)

Открытие новых знаний


Ребята, как вы думаете, что такое фольклор?

На партах у вас лежат 3 определения, попробуйте предположить и подобрать определение к слову «Фольклор»( Приложение 1)

Работать будем в парах, вспомним правила работы в парах (Вспоминают)

Проверим, первой была готова пара..

Все согласны? Если да, поднимите правую руку.

А теперь обратимся к мудрому учебнику и проверим наши предположения.

Прочтите первое предложение и ответьте мне на вопрос

Что такое фольклор? (отвечают)

Впишите в ваши рабочие листы, (приложение 2)

Фольклор – народное творчество

Алина, прочти дальше

Ребята, а чем является фольклор? (Источником наших национальных традиций, делает нашу культуру богатой и неповторимой)

Составим схему, используя рамку из учебника.

Что относится к народному творчеству? ( На доске схема «Народное творчество (Фольклор)», от него стрелочки «Устное народное творчество» «Музыка» «Танец» «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»)

Ребята, а что относится к устному народному творчеству? Какие города есть в нашей стране? (отвечают по рамочке из учебника)

Впишем в рабочие листы что относится к устному народному творчеству

Вернемся к плану, выполнили ли мы 1 пункт плана?

И наш первый город, в которые мы отправимся, это город пословиц и поговорок.(На слайде вход в город)

Для того, чтобы войти в него, нам необходимо ответить на вопрос.

Какие вам известны пословицы?

Послушайте мою пословицу:

Делу время, а потехе час.

Что она обозначает? Какая в ней мысль?

Ребята, на слайде пословицы, попробуйте объяснить их смысл своему соседу по парте, только по очереди.

(На слайде «Повторенье-мать ученья» «Поспешишь-людей насмешишь»)

А как вы думаете, чем отличаются пословицы от поговорок? (Ответы)

Ребята, пословица- имеет поучительный смысл, она нас учит, а поговорка передает эмоцию, например «Как две капли воды», что это значит? Это будет являться поговоркой

В рабочих листах определите и подпишите, где пословица, а где поговорка.


А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок.

Ребята, посмотрите на слайд( на слайде деревянный дом, люлька и рядом с ней Мама)


Ребята, как вы думаете, что мама делает перед сном? (Поёт колыбельную) А зачем она это делает? (Чтобы ребенок уснул)

Послушаем отрывок из колыбельной баю-баюшки-баю

А вам пели такое перед сном? (Отвечают)

Какие ещё песни мы с вами пели, читали? (Весёлые детские песни, праздничные песни и хороводные песни.)

— Народные песни очень красивы и легко запоминаются. В песне наиболее ярко выражается внутренний мир человека, его чувства, горести и заботы, радости и печали.

Откроем страницу 20

Я прочту вам выразительно отрывок про рябину, а вы внимательно слушайте.

Попробует прочитать выразительно и передать радость, восхищение...(Читают)

А теперь я прочту отрывок про березу

Теперь прочтет выразительно...

Молодцы, ребята, нам пора уезжать из этого города



П





















Ф

Раздаточный материал




















Учебник








































Презентация











































Медиа (аудиозапись)


Первичное закрепление


Стражники сказали мне, что вы перед уходом вы должны показать, какие знания получили на уроке.


Ребята, работать будем в группах, вспомним правила работы в группах (Вспоминают)

Выберите капитана

Последнее задание в рабочем листе выполните в группе под номером 5 на обратной стороне листа.

Проверяем, капитан первой группы выходит и рассказывает стражнику задание

Кто согласен, поднимите левую руку.


Г
















Ф



Приложение 1

1. -устное словесное и музыкальное народное творчество.

2. – стихотворное произведение для пения.

3. –произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.

Приложение 2 примерный «Рабочий лист»



1. Фольклор - ________________________________________________

2. К устному народному творчеству относятся___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Город пословиц и поговорок

3. Делаешь наспех – сделаешь на смех. ___________________________________

В тесноте -да не в обиде ___________________________________

Город русских народных песен

4. Как в песнях народ называет рябину и березу?

__________________________ ______________________________

__________________________ ______________________________

Впишите, что относится к фольклору.

Фольклор


Скачать

© 2023 73 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!