Детские дизайн - проекты как средство развития
творческих способностей дошкольников
Значение художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время, в связи с введением новых Федеральных государственных требований и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
С учетом высказываний Л. С.Выготского, детский дизайн, на наш взгляд, представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения.
Овладевая различными видами изобразительной деятельности, дети имеют возможность создавать изображение предметов и явлений действительности. В различных программах предусмотрено знакомство с различными художественными материалами, но наряду с этим необходимо в обучении детей использовать различные педагогические технологии, что способствует более эффективному развитию творческой деятельности. По инициативе губернатора Ульяновской области С. И.Морозова образовательные учреждения области начали заниматься проблемами дизайна.
В программах и технологиях в системе дошкольного воспитания содержится большой объём информации, помогающий найти разнообразные подходы для развития индивидуальных творческих способностей ребёнка. Но такая деятельность как детский дизайн мало разработана и почти не представлена в современной методической и практической литературе. Хотя теоретическое обоснование этой проблемы уже дано в работах известных отечественных ученых – Пантелеева Г. Н., Лыковой И. А.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. «Детский дизайн» определяется специалистами как общественно полезное художественно–декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. Дошкольные учреждения призваны дать ребенку первоначальные представления о прекрасном в природе, об искусстве, в том числе о дизайне. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Практика детского сада показывает, что дети, с которыми ведут работу по развитию эстетического вкуса через формирование первоначальных навыков дизайна, оказываются способными к художественному творчеству, к украшению окружающей среды, одежды, интерьера и т. п.
Существующие методические разработки по современному дизайну ДОУ используют чаще дизайн для детей, почти не используя специфику и богатые возможности самого детского дизайна. Практические материалы, которые будут разработаны в ходе экспериментальной работы, предоставят возможность максимально эффективно использовать детские дизайн-проекты в дошкольных учреждениях. Основной технологией нашей системы явился метод проектов. Мы уверены, что метод проектов придает детской художественной деятельности целенаправленный характер, а, следовательно, делает весь процесс развития детей более эффективным.
Цели экспериментальной работы по использованию детских дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников.
В процессе изучения современных педагогических исследований и анализа состояния практики ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания системы работы, по использованию детских дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников.
Поэтому цель нашей экспериментальной работы: выявить и экспериментально проверить возможности использования детских дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников в ДОУ. Мы уверены, что использование детского дизайна имеет большие возможности для художественно-творческого развития дошкольников, а, с другой стороны, такая современная и передовая технология как метод проектов позволяет оптимально реализовывать в ДОУ задачи творческого развития детей. На наш взгляд, использование метода проектов в такой интересной и мало разработанной деятельности как детский дизайн обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов творческого развития дошкольников.
Принципы использования детских дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников.
Для разработки методики использования детских дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников выделили следующие принципы:
- культурологический принцип: культура является системообразующим механизмом, определяющим поле деятельности людей; воспитание сегодня понимается как явление культуры, в процессе которого «создается путь к себе» и происходит осознание своего назначения в жизни; предпосылкой формирования базиса личностной культуры дошкольника является воображение и творчество как главные образующие личности ребёнка;
- принцип интеграции содержания разных образовательных областей в процессе деятельности детского дизайна: мы уверены, что именно сама сущность деятельности дизайна (и детского дизайна, в частности) способствует возможности интегрировать содержание образовательных областей, что обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов;
- компенсаторный принцип: мы учитываем, что изобразительная деятельность для ребёнка выполняет компенсаторную функцию, учитываем самодостаточность и неконкурентоспособность продукции детского творчества; если даже простой рисунок помогает укреплять ощущение своих сил, чувство самосознания, то деятельность дизайна, в которой дети украшают или создают целиком социально значимые дизайнерские объекты, тем более поднимает не только самооценку детей, но и их авторитет у собственных родителей;
- принцип дифференцированного подхода в организации детского дизайна (основывается на оригинальности и неповторимости творческого продукта): главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение; из этого следует, что, с одной стороны, для развития деятельности дизайна у ребенка от взрослого требуется дифференцированный подход, а, с другой стороны, любой продукт детского дизайна будет отличаться индивидуальностью автора, следовательно, возможности раскрытия этой индивидуальности тоже больше в этой деятельности;
- принцип сочетания коллективного и индивидуального творчества детей: в деятельности детского дизайна необходимо учитывать совместно-раздельный характер исполнения замысла;
- принцип сотрудничества с семьёй: создание через специальные формы работы с семьёй мотивации, вызывающей у родителей стремление к сотрудничеству с ДОУ и внесению своего вклада в художественно-творческое развитие своих детей;
- принцип активности семьи: включение разнообразных видов дизайнерской деятельности в мероприятия, проводимые с родителями;
- принцип использования развивающей среды как пускового механизма для творчества.
Эти общие принципы могут быть конкретизированы при проведении экспериментальной работы в зависимости от возраста детей.
Условия, необходимые для успешного использования детских
дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников:
- Целенаправленное педагогическое воздействие - разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн-проектов.
- Обеспечение каждому ребёнку возможности самостоятельно принимать и реализовывать дизайнерские решения.
- Просвещение взрослых (педагогов и родителей) в вопросах современного дизайна и детского дизайна.
- Активное включение родителей в процесс художественно-творческого развития дошкольников посредством детских дизайн-проектов.
- Разработка и создание доски планирования и осуществления индивидуальных и групповых дизайн-проектов.
- Создание детской «Дизайн – лаборатории» в подготовительной группе.
- Создание «Уголка экспериментаторов-дизайнеров» в старшей группе.
- Организация «Клуба дизайнеров» для родителей, сотрудников и детей, на основе организации их сотворчества.
Модель организации детской дизайнерской деятельности.
Модель организации детской дизайнерской деятельности.
Модель разработана нами с учетом компонентов организации детской дизайнерской деятельности. В соответствии с этим наша модель имеет блочное построение:
I. Целевой блок: - цели художественно-творческого развития дошкольников посредством организации их дизайнерской деятельности,
- задачи.
II. Организационно-педагогический блок:
- принципы организации детской дизайнерской деятельности,
- условия, обеспечивающие успешное овладение дизайнерской деятельностью дошкольниками.
III. Процессуально-деятельностный блок:
- содержание Программы использования специальных дизайн-проектов по развитию художественно-творческих способностей у дошкольников,
- формы организации детской дизайнерской деятельности,
- методы развития у дошкольников навыков дизайна,
- средства, используемые при организации детских дизайн-проектов.
IV. Ожидаемый результат: повышенный уровень художественно-творческого развития дошкольников и активное вовлечение в этот процесс всех окружающих ребенка взрослых.
Модель организации детской дизайнерской деятельности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абашина В. В., Соколова И. Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 19-32.
2. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 6-12.
3. Афанасьева С., Кондратьева Н. Кляксы и дизайн.// Обруч.- 2006.- №3.
4. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981. – 99 с.
5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование.- 2000. - № 9. с.177-180.
6. Дубовицкая Т., Логинова Л. Праздник – лучшее время для дизайнера: все ждут чего-то необыкновенного… шедевры руками малышей. // Обруч.- 2008.- №6. с. 12-13.
7. Дизайн и дети: Методические рекомендации // Авт.-сост. Л. А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.
8. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
9. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.- 192с.
10. Пестрый мир детских проектов. Дизайн интерьера руками дошкольников: методическое пособие лаборатории развития творческих способностей ребенка / сост. Т. А.Котлякова [и др.]. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – Выпуск 3. – 95 с.: цв. ил.
11. Пестрый мир детских проектов. Театральный дизайн в работе с дошкольниками. (Методическое пособие лаборатории развития творческих способностей ребенка. Выпуск 4). – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2011. – 64с., вклейка [4].
12. Пестрый мир детских проектов. Дизайн костюма руками дошкольников (Методическое пособие лаборатории развития творческих способностей ребенка. Выпуск 5). – Тольятти: 2011. – 90с.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е. С.Полат – М., 1999, с. 223.
14. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192с., илл.
15. Савенкова Л. Г. Интеграция искусств как научная проблема.// Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в ДОУ. – 2008. - № 5. – С.12-14
16. Яковлева Н. Проектирование как педагогический феномен. // Педагогика. – 2002. - № 6. – с.
17. Ярыгина А. Дети и дизайн // Дошкольное воспитание. – 2006, № 2 – с.65 - 71.