Детские общественные объединения как одна из форм внеурочной деятельности в работе классного руководителя
К целевым функциям классного руководителя относятся функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся и которые ориентированы на помощь ребенку как в решении его личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. При введении ФГОС школа должна воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности, т.е. жизнеспособную личность.
Введение внеурочной деятельности стало реакцией запроса родителей, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. В этих условиях классному руководителю отведена роль способствующего создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Ни для кого не секрет, что в советское время в школах существовала обязательная внеурочная работа в форме общественных детских и юношеских организаций (октябрята, пионерия, комсомол), объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации. На сегодняшний день существует множество детских общественных объединений. В 6 классе мы с учениками вступили в Удмуртское республиканское детское некоммерческое общественное движение за духовное и физическое здоровье «Юность» (ДОД «Юность»), которое создано для приобщения всех желающих школьников к занятиям спортом, интеллектуальным занятиям и другой занятости ребенка, соответствующей его интересам, желаниям, потребностям.
Почему именно такую форму внеурочной работы с классом я выбрала?
Во-первых, ДОД «Юность» работает по следующим направлениям:
спортивное;
духовное;
информационное;
организационное;
интеллектуальное;
прикладное мастерство.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС включает в себя следующие направления:
духовно-нравственное;
физкультурно-спортивное и оздоровительное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Таким образом, направления совпадают.
Во-вторых, «неурочная деятельность в рамках ФГОС есть неотъемлемая часть общешкольного образования каждого конкретного ученика. В его ученической жизни уроки и «внеурочки» должны дополнять друг друга… Внеурочная деятельность должна проявляться в каждом внеурочном деле комплексно».1
Рассмотрим на примере мероприятий ДОД «Юность»:
№ п/п | Название мероприятия | Направление | Цель мероприятия | Дополняет следующие ученические дисциплины |
1. | Конкурс журналистских работ | информационное | - умение выражать свои мысли в письменной форме | русский язык и литература, история, краеведение и т.д. |
2. | Шахматно-шашечный турнир | Интеллектуальное, спортивное | - развитие интеллектуальных способностей и логического мышления | математика, мышление и т.д. |
3. | Фотокросс «Лови момент!» | Прикладное мастерство | - выявление юных талантов в области фотографии и фотоискусства | ИЗО, искусство |
4. | Генеалогическое дерево «К истокам моей семьи» | духовное | - изучение истории своей семьи; воспитание на примере истории посредством исследования жизненного пути предков; формирование у школьников умений к самостоятельным знаниям | история, краеведение, ДПИ, ИЗО и т.д. |
5. | Конкурс исследовательских работ | духовное | - формирование устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры; формирование навыков публицистического выступления | история, краеведение, литература, русский язык, основы православной культуры, риторика и т.д. |
6. | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». | интеллектуальное | | Все предметы в комплексе |
7. | Танцевальный конкурс «Звёзды Юности» | организационное | - повышение художественного творчества школьников, популяризация хореографического искусства | музыка, ритмика, искусство и т.д. |
8. | «Мини-футбол», «Зимняя Спартакиада», «Настольный теннис» | спортивное | - развитие физического потенциала и повышение спортивного мастерства школьников | физкультура |
В-третьих, внеурочная деятельность предполагает системно-деятельностный подход2. При таком подходе во главу угла ставится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решения актуальных проблем. Большое значение в этом случае отводится формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
А из этого следует, что участие класса в мероприятиях ДОД «Юность» как раз способствует активной деятельности учащихся, в которых они развиваются как личность - самодостаточная, творческая, раскрывающая свои врождённые таланты и способности.
Теперь, став участниками детского общественного объединения:
каждый ученик в классе занят «деятельностью» (он активен);
«выбирает мероприятие добровольно» (находит себя в той или иной мере – «здесь у меня получается хорошо»);
есть конечный результат (продукт), который можно представить, показать, рассказать, потрогать и который обязательно значим для ребёнка;
не особенно важно, что, сколько и как делается, главное, в удобное время, в удобном месте и без жёсткого регламента.
№ п/п | Название мероприятия | Уровень | Результат |
1. | Конкурс журналистских работ | муниципальный | 1 место |
республиканский | 3 место |
2. | Шахматный турнир | муниципальный | 1 место |
республиканский | участие |
3. | Шашечный турнир | муниципальный | 3 место |
4. | Фотокросс «Лови момент!» | муниципальный | 1 место |
республиканский | участие |
5. | Фотоколлаж | муниципальный | 2 место |
6. | Генеалогическое дерево «К истокам моей семьи» | муниципальный | 2 место |
7. | Конкурс исследовательских работ | муниципальный | 2 место |
8. | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | муниципальный | 1 место |
республиканский | участие |
муниципальный | 2 место |
9. | Танцевальный конкурс «Звёзды Юности» | муниципальный | 1 место |
республиканский | участие |
муниципальный | 1 место |
10. | «Мини-футбол» | муниципальный | 1 место |
республиканский | участие |
11. | Зимняя Спартакиада | муниципальный | 2 место |
12. | Спартакиада Юности | муниципальный | 1 место |
Таким образом, можно сделать следующий вывод: благодаря участию в мероприятиях ДОД «Юность», в котором представлены всевозможные формы работы, внеурочная деятельность в классе организуется по направлениям развития личности: ученик, участвуя в различных мероприятиях, непосредственно занят самостроительством опосредованно – через постижение школьных предметов. Также здесь гораздо больше возможностей для социокультурных взаимодействий.
Всё это соответствует пониманию содержания внеурочной деятельности.
Используемая литература:
Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С.45
https://ru.wikipedia.org/
http://otherreferats.allbest.ru/
http://www.dodunost.ru/
http://festival.1september.ru/
1 Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С.45
2 Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного знания к знанию действий.