СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские общественные объединения как одна из форм внеурочной деятельности в работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение во внеурочную деятельность стало реакцией запроса родителей, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Ни для кого не секрет, что в советское время в школах существовала обязательная внеурочная работа в форме общественных детских и юношеских организаций (октябрята, пионерия, комсомол), объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.

Просмотр содержимого документа
«Детские общественные объединения как одна из форм внеурочной деятельности в работе классного руководителя»

Детские общественные объединения как одна из форм внеурочной деятельности в работе классного руководителя


К целевым функциям классного руководителя относятся функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся и которые ориентированы на помощь ребенку как в решении его личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. При введении ФГОС школа должна воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности, т.е. жизнеспособную личность.

Введение внеурочной деятельности стало реакцией запроса родителей, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. В этих условиях классному руководителю отведена роль способствующего создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Ни для кого не секрет, что в советское время в школах существовала обязательная внеурочная работа в форме общественных детских и юношеских организаций (октябрята, пионерия, комсомол), объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации. На сегодняшний день существует множество детских общественных объединений. В 6 классе мы с учениками вступили в Удмуртское республиканское детское некоммерческое общественное движение за духовное и физическое здоровье «Юность» (ДОД «Юность»), которое создано для приобщения всех желающих школьников к занятиям спортом, интеллектуальным занятиям и другой занятости ребенка, соответствующей его интересам, желаниям, потребностям.

Почему именно такую форму внеурочной работы с классом я выбрала?

Во-первых, ДОД «Юность» работает по следующим направлениям:

  1. спортивное;

  2. духовное;

  3. информационное;

  4. организационное;

  5. интеллектуальное;

  6. прикладное мастерство.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС включает в себя следующие направления:

  1. духовно-нравственное;

  2. физкультурно-спортивное и оздоровительное;

  3. социальное;

  4. общеинтеллектуальное;

  5. общекультурное.

Таким образом, направления совпадают.

Во-вторых, «неурочная деятельность в рамках ФГОС есть неотъемлемая часть общешкольного образования каждого конкретного ученика. В его ученической жизни уроки и «внеурочки» должны дополнять друг друга… Внеурочная деятельность должна проявляться в каждом внеурочном деле комплексно».1

Рассмотрим на примере мероприятий ДОД «Юность»:


п/п

Название мероприятия

Направление

Цель мероприятия

Дополняет следующие ученические дисциплины

1.

Конкурс журналистских работ

информационное

- умение выражать свои мысли в письменной форме

русский язык и литература, история, краеведение и т.д.


2.

Шахматно-шашечный турнир

Интеллектуальное,

спортивное

- развитие интеллектуальных способностей и логического мышления

математика, мышление и т.д.

3.

Фотокросс «Лови момент!»


Прикладное мастерство

- выявление юных талантов в области фотографии и фотоискусства

ИЗО, искусство

4.

Генеалогическое дерево «К истокам моей семьи»

духовное

- изучение истории своей семьи; воспитание на примере истории посредством исследования жизненного пути предков; формирование у школьников умений к самостоятельным знаниям

история, краеведение, ДПИ, ИЗО и т.д.

5.

Конкурс исследовательских работ


духовное

- формирование устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры; формирование навыков публицистического выступления

история, краеведение, литература, русский язык, основы православной культуры, риторика и т.д.


6.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».


интеллектуальное


Все предметы в комплексе

7.

Танцевальный конкурс «Звёзды Юности»

организационное

- повышение художественного творчества школьников, популяризация хореографического искусства

музыка, ритмика, искусство и т.д.

8.

«Мини-футбол», «Зимняя Спартакиада», «Настольный теннис»

спортивное

- развитие физического потенциала и повышение спортивного мастерства школьников

физкультура


В-третьих, внеурочная деятельность предполагает системно-деятельностный подход2. При таком подходе во главу угла ставится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решения актуальных проблем. Большое значение в этом случае отводится формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

А из этого следует, что участие класса в мероприятиях ДОД «Юность» как раз способствует активной деятельности учащихся, в которых они развиваются как личность - самодостаточная, творческая, раскрывающая свои врождённые таланты и способности.

Теперь, став участниками детского общественного объединения:

  • каждый ученик в классе занят «деятельностью» (он активен);

  • «выбирает мероприятие добровольно» (находит себя в той или иной мере – «здесь у меня получается хорошо»);

  • есть конечный результат (продукт), который можно представить, показать, рассказать, потрогать и который обязательно значим для ребёнка;

  • не особенно важно, что, сколько и как делается, главное, в удобное время, в удобном месте и без жёсткого регламента.


п/п

Название мероприятия

Уровень

Результат

1.

Конкурс журналистских работ

муниципальный

1 место

республиканский

3 место

2.

Шахматный турнир

муниципальный

1 место

республиканский

участие

3.

Шашечный турнир

муниципальный

3 место

4.

Фотокросс «Лови момент!»

муниципальный

1 место

республиканский

участие

5.

Фотоколлаж

муниципальный

2 место

6.

Генеалогическое дерево «К истокам моей семьи»

муниципальный

2 место

7.

Конкурс исследовательских работ


муниципальный

2 место


8.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

муниципальный

1 место

республиканский

участие

муниципальный

2 место

9.

Танцевальный конкурс «Звёзды Юности»

муниципальный

1 место

республиканский

участие

муниципальный

1 место

10.

«Мини-футбол»

муниципальный

1 место

республиканский

участие

11.

Зимняя Спартакиада

муниципальный

2 место

12.

Спартакиада Юности

муниципальный

1 место


Таким образом, можно сделать следующий вывод: благодаря участию в мероприятиях ДОД «Юность», в котором представлены всевозможные формы работы, внеурочная деятельность в классе организуется по направлениям развития личности: ученик, участвуя в различных мероприятиях, непосредственно занят самостроительством опосредованно – через постижение школьных предметов. Также здесь гораздо больше возможностей для социокультурных взаимодействий.

Всё это соответствует пониманию содержания внеурочной деятельности.































Используемая литература:


  1. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С.45

  2. https://ru.wikipedia.org/

  3. http://otherreferats.allbest.ru/

  4. http://www.dodunost.ru/

  5. http://festival.1september.ru/


1 Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С.45

2 Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного знания к знанию действий.