СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский фольклор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детский фольклор»

Детский фольклор.          Выполнила воспитатель: Беляева Елена Евгеньевна. МБДОУ детский сад №1 г.Сычевки

Детский фольклор.

Выполнила воспитатель: Беляева Елена Евгеньевна. МБДОУ детский сад №1 г.Сычевки

Слово  фольклор  — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.   Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Слово  фольклор  — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

  Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Задачи: - Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству; - Развитие творческих способностей дошкольников; - Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора. - Знакомство детей с традициями и образами русского народа. - Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. - Воспитание эстетических чувств.

Задачи:

- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

- Развитие творческих способностей дошкольников;

- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

- Знакомство детей с традициями и образами русского народа.

- Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.

- Воспитание эстетических чувств.

Виды детского фольклора: «Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Календарный – заклички и приговорки. Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши. Дидактический – скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. Песенный.

Виды детского фольклора:

  • «Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
  • Календарный – заклички и приговорки.
  • Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши.
  • Дидактический – скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
  • Песенный.
Колыбельные песни  - самый древний жанр, песни - з а говоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт. Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках — это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.   Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.       

Колыбельные песни

- самый древний жанр, песни - з а говоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт. Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках — это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.

  Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

 

 

  

Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют. Но главное, что дает пестушка — это налаживание контакта между взрослыми и ребенком. С самого рождения устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют.

Но главное, что дает пестушка — это налаживание контакта между взрослыми и ребенком. С самого рождения устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Потешный фольклор  - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа , рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки акцентируют внимание на гласных звуках, и ребенок начинает повторять их вслед за взрослыми, таким образом развивается его речь.

Потешный фольклор  - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа , рассчитаны на активность

самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

Потешки акцентируют внимание на гласных звуках, и ребенок начинает повторять их вслед за взрослыми, таким образом развивается его речь.

Прибаутки – произведения шуточного характера - могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме. Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок, По дорожке он пошел и копеечку нашел, Купил себе сапожки, а курочке - сережки! *** - Иван, скажи моей лошади: «Тпру-у!» - А сам что? - Губы замерзли! Ты, Марья, пеки блины. Рада бы пекчи — да нет муки. Так и так пеки. *** Сорока-белобока жила одиноко, Скакала, скакала, гостей поджидала, Кашку сварила, гостей угостила!

Прибаутки – произведения шуточного характера - могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.

Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел и копеечку нашел,

Купил себе сапожки, а курочке - сережки!

***

- Иван, скажи моей лошади: «Тпру-у!»

- А сам что?

- Губы замерзли!

  • Ты, Марья, пеки блины.
  • Рада бы пекчи — да нет муки.
  • Так и так пеки.

***

Сорока-белобока жила одиноко,

Скакала, скакала, гостей поджидала,

Кашку сварила, гостей угостила!

Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл. Призывами весны служили специальные короткие песни — веснянки, приуроченные к равноденствию. Обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру - дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. - Весна-красна! Что принесла?   - Теплое летечко,   Грибы в берестечко,   Ягоды в лукошко,   Открывай окошко!  Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут!

Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл.

Призывами весны служили специальные короткие песни — веснянки, приуроченные к равноденствию. Обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру - дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички.

- Весна-красна! Что принесла?  - Теплое летечко,  Грибы в берестечко,  Ягоды в лукошко,  Открывай окошко! 

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Приговорка - это обращение к живым существам: жаворонкам , куликам, божьим коровкам и др. Развешивали на деревьях птиц и животных из теста, картона, глины, устраивали свистопляски (плясали под игру свистулек). Улитка, улитка, высуни рога,   дам тебе к чаю кусок пирога.  Свет-светлячок, посвети в кулачок!  Посвети немножко, дам тебе горошка,  Кувшин творога и кусок пирога!

Приговорка -

это обращение к живым существам: жаворонкам , куликам, божьим коровкам и др. Развешивали на деревьях птиц и животных из теста, картона, глины, устраивали свистопляски (плясали под игру свистулек).

Улитка, улитка, высуни рога,  дам тебе к чаю кусок пирога. 

Свет-светлячок, посвети в кулачок! Посвети немножко, дам тебе горошка, Кувшин творога и кусок пирога!

Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Теперь это веселые стихи с четким ритмом, они предназначены для расчета играющих, чтобы знать – кто водит при игре.  Считалки учат: - Придерживаться правил игры; - Быть дружными; - Быть честными и справедливыми; Считать (малышей). С раннего детства (3-5 лет) и до вступления в юность считалка является любимым произведением ребенка. Она  способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, способствует физическому развитию детей. Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов — напевно интонированное  скандирование. Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом.

Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми.

Теперь это веселые стихи с четким ритмом, они предназначены для расчета играющих, чтобы знать – кто водит при игре.

Считалки учат:

- Придерживаться правил игры;

- Быть дружными;

- Быть честными и справедливыми;

  • Считать (малышей).

С раннего детства (3-5 лет) и до вступления в юность считалка является любимым произведением ребенка. Она способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, способствует физическому развитию детей. Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов — напевно интонированное  скандирование. Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом.

Скороговорки. Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – народно – поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов.  Пекарь пек пироги в печи. Перепелка перепелят прятала от ребят. На траве тропка, травка на тропке.  Пётр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу.  *** Собирала Маргарита маргаритки на горе,  Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Скороговорки.

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – народно – поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов.

Пекарь пек пироги в печи.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

На траве тропка, травка на тропке. Пётр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу.

***

Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Загадка – небольшое произведение народно-поэтического творчества, иносказатеньное поэтическое описание в какие-либо предметы или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего, которому нужно отгадать предмет или явление по их признакам. Загадк и подразделяются на: - загадки-сравнения;  - загадки-вопросы;  - загадки-противопоставления; - загадки-описания. Красная девица в зеркало глядится. (Заря) Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)  *** Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох)  *** Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)  *** Не прядёт и не ткёт, а людей одевает. (Овца)  *** Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух)

Загадка – небольшое произведение народно-поэтического творчества, иносказатеньное поэтическое описание в какие-либо предметы или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего, которому нужно отгадать предмет или явление по их признакам. Загадк и подразделяются на:

- загадки-сравнения; - загадки-вопросы; - загадки-противопоставления;

- загадки-описания.

Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)

***

Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох)

***

Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)

***

Не прядёт и не ткёт, а людей одевает. (Овца)

***

Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух)

Сказка – один из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается установка на вымысел. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест. К детским сказкам относятся несколько групп произведений: сказки, перешедшие из фольклора взрослых и специально обработанные для детей; сказки, специально создаваемые для детей ( докучные сказки и кумулятивные сказки ), и собственно детский фольклор ( сказки, сочиняемые самими детьми ). Как и колыбельные песни, сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно сказки рассказывают те лица, которые занимаются воспитанием детей (бабушки, матери, няни, пестуньи). Обычно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по героям и по используемым мотивам.

Сказка –

один из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается установка на вымысел. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест. К детским сказкам относятся несколько групп произведений: сказки, перешедшие из фольклора взрослых и специально обработанные для детей; сказки, специально создаваемые для детей ( докучные сказки и кумулятивные сказки ), и собственно детский фольклор ( сказки, сочиняемые самими детьми ). Как и колыбельные песни, сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно сказки рассказывают те лица, которые занимаются воспитанием детей (бабушки, матери, няни, пестуньи).

Обычно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по героям и по используемым мотивам.

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Кумулятивные сказки - «Колобок», «Теремок», «Репка» . Докучные сказки: Жили-были два павлина, вот и сказки половина.   Жили-были два гуся, вот и сказка вся!  **** Встал медведь на колоду – бултых в воду!  Уж он в воде мок, мок, уж он в воде кис, кис,  Вымок, выкис, вылез, высох. Встал медведь на колоду…  *** Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца;   Положили середи кольца... Не начать ли опять с конца?

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Кумулятивные сказки - «Колобок», «Теремок», «Репка»

.

Докучные сказки:

Жили-были два павлина, вот и сказки половина.  Жили-были два гуся, вот и сказка вся!

****

Встал медведь на колоду – бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, вылез, высох. Встал медведь на колоду…

***

Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца;  Положили середи кольца... Не начать ли опять с конца?

Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши, чепуха, которых в жизни не бывает, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Небылицы способствуют развитию чувства юмора. На болоте стоит пень, шевелиться ему лень. Шея не ворочается, а посмеяться хочется. *** Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила.  *** Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек,   Свесил ноги на песочек, сунул носик под листочек – спрятался! 

Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши, чепуха, которых в жизни не бывает, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Небылицы способствуют развитию чувства юмора.

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

а посмеяться хочется.

***

Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

***

Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек,  Свесил ноги на песочек, сунул носик под листочек – спрятался! 

. Сатиричекие жанры детского фольклора: Дразнилка – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени. Обманули  простака На четыре кулака, На щелбан и на  подушку, На зелёную  лягушку. Как у Петьки на носу Свиньи ели колбасу, Ели целых 3 недели, Ели, ели, не доели!

.

Сатиричекие жанры детского фольклора:

Дразнилка – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени.

Обманули

простака

На четыре кулака,

На щелбан и на

подушку,

На зелёную

лягушку.

Как у Петьки на носу

Свиньи ели колбасу, Ели целых 3 недели,

Ели, ели, не доели!

Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок,, который дети обычно произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении. Дети сцепляют мизинцы  друг друга в знак примирения и ритмично  вместе говорят слова мирилки. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Раз поссорился - мирись, больше с другом не дерись! *** Дай мне руку, дай мне пять – Будем вместе мы опять!

Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок,, который дети обычно произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении. Дети сцепляют мизинцы  друг друга в знак примирения и ритмично  вместе говорят слова мирилки. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.

Раз поссорился - мирись, больше с другом не дерись!

***

Дай мне руку, дай мне пять –

Будем вместе мы опять!

Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие. Голосянки: Соберемся на полянке и затянем голосянки! А кто не дотянет, тот безголосым станет! Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!.. *** Ну-ка, девицы-красавицы, голосяночка вам нравится?! Тянем-тянем-голосим, а кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.. Голосянки, голосяночки, глосим за прянички, за бублички! Тянем-тянем до черты, у того, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.

Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.

Голосянки:

Соберемся на полянке и затянем голосянки!

А кто не дотянет, тот безголосым станет!

Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!..

***

Ну-ка, девицы-красавицы,

голосяночка вам нравится?!

Тянем-тянем-голосим, а кто не дотянет,

Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..

Голосянки, голосяночки, глосим за прянички, за бублички!

Тянем-тянем до черты, у того, кто не дотянет,

Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.

Дидактический фольклор.   Цель дидактического детского фолькло ра –  воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.  Пословица  — это целое предложение или образное афористическое изречение с моралью и глубоким смыслом, содержащее народную мудрость. Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пословицы: Родина краше солнца, дороже золота. *** Вся семья вместе, так и душа на месте. *** Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. *** Не ищи красоты, ищи доброты. *** Не хвались серебром, а хвались добром.

Дидактический фольклор. 

Цель дидактического детского фолькло ра –  воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни. 

Пословица  — это целое предложение или образное афористическое изречение с моралью и глубоким смыслом, содержащее народную мудрость. Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пословицы:

Родина краше солнца, дороже золота.

***

Вся семья вместе, так и душа на месте.

***

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

***

Не ищи красоты, ищи доброты.

***

Не хвались серебром, а хвались добром.

П оговорка  — лишь красивая символичная фраза или словосочетание, не способная выступить в роли самостоятельного предложения. Поговорки: «свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым) В отличие от поговорки – в пословице всегда есть законченный смысл.

П оговорка  — лишь красивая символичная фраза или словосочетание, не способная выступить в роли самостоятельного предложения.

Поговорки:

«свинью подложить» (напакостить)

«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«остаться с носом» (быть обманутым)

В отличие от поговорки – в пословице всегда есть законченный смысл.

Частушка – короткая, исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка. Это популярный жанр русского народного творчества словесно-музыкального творчества. Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и без поддержки инструмента. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке. На дворе да по лужку   Бегают утята.   А я с печки босиком   Думала: ребята! Заиграй-ка, балалайка,   Балалайка - три струны!   Подпевайте, не зевайте,   Выходите, плясуны. Трень брень дребедень!   Выступал бы целый день!   Мне учиться неохота,   А частушки петь не лень!

Частушка – короткая, исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка. Это популярный жанр русского народного творчества словесно-музыкального творчества.

Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и без поддержки инструмента. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке.

На дворе да по лужку  Бегают утята.  А я с печки босиком  Думала: ребята!

Заиграй-ка, балалайка,  Балалайка - три струны!  Подпевайте, не зевайте,  Выходите, плясуны.

Трень брень дребедень!  Выступал бы целый день!  Мне учиться неохота,  А частушки петь не лень!

  Вывод.

  Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

  Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.  Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.