СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский исследовательский проект, как одна из форм работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены авторские идеи по сопровождению музыкально одаренных детей средствами проектной исследовательской деятельности. Методический материал содержит теоретическое обоснование темы, взаимосвязь с практическим опытом и достижениями современной педагогической науки.  На примере детского проекта «Музыка воды»,  автор раскрыл суть проектного метода в детском саду, его основные компоненты, ресурсы, эффективность  и результативность. Представленный материал будет интересен музыкальным руководителям ДОУ, воспитателям, а также педагогам учреждений дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Детский исследовательский проект, как одна из форм работы с одаренными детьми»


Тема работы: Детский исследовательский проект, как одна из форм работы с одаренными детьми


Аннотация

В работе представлены авторские идеи по сопровождению музыкально одаренных детей средствами проектной исследовательской деятельности. Методический материал содержит теоретическое обоснование темы, взаимосвязь с практическим опытом и достижениями современной педагогической науки. На примере детского проекта «Музыка воды», авторы раскрыли суть проектного метода в детском саду, его основные компоненты, ресурсы, эффективность и результативность. Представленный материал будет интересен музыкальным руководителям ДОУ, воспитателям, а также педагогам учреждений дополнительного образования.

Введение

Обоснование, актуальность темы, новизна. Анализируя результаты мониторинга по музыкальному воспитанию детей в детском саду за последние три года, мы отметили рост высокого уровня музыкального развития дошкольников. Такие дети с легкостью справлялись с репертуаром повышенной сложности, исполняли главные роли в театрализованных постановках, солировали в песенно – танцевальных композициях. У них хорошо развито творческое воображение, фантазия, оригинальность воплощения собственного замысла. При возникновении проблемной ситуации, у них находилось множество способов выхода из неё. Все эти характеристики являются показателями детской одаренности. Музыкально одаренные дети сами импровизировали, сочиняли мелодии, движения, придумывали оригинальные способы игры на музыкальных инструментах. В городских творческих мероприятиях, организованных учреждениями дополнительного образования, они становились победителями и призёрами. Для их дальнейшего развития, более полного раскрытия способностей мы использовали проектный метод, как механизм поддержки их творческой инициативы и самостоятельности.

Соотнесение собственного опыта с достижениями педагогической науки. При создании благоприятной среды для детей с повышенными образовательными потребностями и выстраивания траектории их индивидуального развития мы изучили научные труды педагогов - психологов, занимающихся вопросами детской инициативы и самостоятельности: А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Петерский С.В.

Актуальность создания условий для выявления и сопровождения одаренных детей закреплена в нормативных документах области образования разного уровня:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, гарантирующий поддержку детям и подросткам, проявляющим незаурядные способности в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности;

- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827);

- Муниципальная целевая программа «Юные дарования» на 2016 – 2020 гг., утверждена Постановлением Управления образованием АГО от 12.12.2016 г. № 75/1;

- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» АГО.

Всё вышеперечисленное стало основой для пересмотра подходов к организации музыкального воспитания, методов взаимодействия с одаренными детьми и создания для них эффективных условий для дальнейшего развития и самореализации. В ходе анализа своей практической деятельности мы отметили, что наиболее продуктивной формой взаимодействия с одаренными детьми является детский исследовательский проект. Он способствует развитию у дошкольников познавательной активности и мотивации на самостоятельный поиск знаний.

Основоположником метода проектов является Джон Дьюи - американский философ и педагог, представитель философского направления. Идея его научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Он считал, что ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить [2]. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т. Шацкий. Под его руководством работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику [17]. .

На современном этапе метод проектов получил широкое практическое применение в образовании, однако в большинстве случаев речь идет о педагогическом проекте. Разработка и внедрение нами в процесс музыкального воспитания детского проекта, является мало применяемым. Новизна этой формы заключается в создании условий по запросу и инициативе ребенка. Наши воспитанники имеют возможность самостоятельно определять круг интересов, тем, этапов деятельности. Мы – музыкальные руководители, лишь организуем мероприятия и оформляем документально образовательный проект.

Практическая значимость выбранной темы заключается в возможности использования детского музыкального исследовательского проекта не только музыкальными руководителями нашего дошкольного учреждения, но и педагогами других ДОУ (в т.ч. воспитателями, педагогом – психологом и др.) для повышения качества образования и престижа учреждения. Кроме того, данная тема актуальна для применения в учреждениях дополнительного образования, детской музыкальной школы, как первой ступени ранней профориентации дошкольников. Участвуя в поисково – исследовательской деятельности по реализации детских проектов, дети приобретают основы инженерных компетенций, т.к. учатся самостоятельно исследовать объект, делать сравнения, обобщения, выводы. Таким образом, детский исследовательский проект является эффективным механизмом реализации ФГОС ДО.

Цель: создание условий для выявления и сопровождения музыкально одаренных детей посредством детского исследовательского проекта.

Задачи:

1.Формирование предпосылок поисковой музыкальной деятельности, творческой инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, используя межпредметные связи.

3.Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

4.Развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

1. В ДОУ созданы условия для эффективного взаимодействия музыкально одаренных детей посредством детского исследовательского проекта.

2.У детей сформирован опыт самостоятельного получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.

3. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационных проектов.

5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации детских проектов: активно участвуют во всех мероприятиях.

Основная часть.

В период реализации детских исследовательских проектов нами были созданы следующие организационно-педагогические условия:

1. Выстраивание музыкальной деятельности по сопровождению одаренных детей, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка.

2. Организация творчески - ориентированной музыкальной среды (в групповых помещениях, музыкальном зале) для детей старшего дошкольного возраста.

3.Повышение собственной педагогической компетентности по проблеме сопровождения одаренных детей посредством детского исследовательского проекта.

Механизмы реализации детского исследовательского музыкального проекта осуществлялась нами в несколько этапов:

1 этап. Ребёнок проявлял инициативу и предлагал тему проекта или излагал возникшую проблемную ситуацию. На этом этапе мы помогали малышу сформулировать цель, задачи и установить сроки выполнения.

2 этап. Здесь шла разработка проекта и составление плана мероприятий. Ребёнок или группа детей высказывали свои пожелания и совместно с нами определяли источники информации, ресурсы, планировали возможность привлечения специалистов, компетентных людей в интересующей их области.

3. Непосредственная реализация проекта – практическая часть. Проведение мероприятий: познавательных, досуговых, творческих, социальный акций, экскурсий.

4. Подведение итогов. Представление детьми результатов и продуктов своей деятельности на разных уровнях. Определение задач для новых проектов.

Своеобразие и новизна представленных идей. За последние три года нами были организованы и реализованы три детских исследовательских проекта: «Звук – шутник» (изучение характеристик звука средствами опытно – экспериментальной музыкальной деятельности), «Музыка воды» (исследование звуков воды), «Барабанные ритмы» (изучение истории развития, видов и ритмов барабанов). (Приложение)

В качестве примера предлагаем познакомиться с практическим опытом по внедрению в образовательный процесс детского исследовательского проекта «Музыка воды».

Началу работы положила экскурсия ребенка в город Екатеринбург. Девочку захватила идея узнать всё о музыкальном фонтане, который она увидела на Плотинке. Арина обратилась к нам с множеством вопросов: «Интересно, как вода может передавать настроение музыки?», «От чего зависит высота фонтана и почему струи бьют то поодиночке, то сразу все вместе?», «Можно ли увидеть изображение звуков воды на картинке?» «Как создать оркестр из воды?»; «Можно ли заставить воду танцевать при помощи различных звуков?». Чтобы ответить на все вопросы мы решили создать детский проект, который удовлетворит ее интересы.

Ориентируясь на инициативу ребёнка, была поставлена цель: изучить взаимодействие воды и звука. Девочка поставила такие задачи: провести опыты с водой и звуком и узнать, как они влияют друг на друга; придумать способы игры с водой, которые позволят исполнить музыку; сочинить и озвучить детские сказки – бурлилки.

Как в любом проекте, ребенком была выделена проблема: «Я видела своими глазами, что вода может петь и танцевать, но как это происходит, не могла понять. Объяснить это явление мне было трудно». Как настоящий ученый Арина выделила гипотезу: если совместно с музыкальными руководителями я поставлю опыты, то пойму, может ли звук изменять направление движения воды.

В ходе реализации проекта совместно была проведена серия опытов с капелькой воды и звуком. При помощи специального оборудования (музыкального центра, компьютера, микроскопа и плоской тарелочки) девочка исследовала характеристики звука и воды, а также вывела их взаимозависимость и взаимовлияние друг на друга.

Арине принадлежит идея создания творческой мастерской, где участвовали ребята из группы. Совместно с музыкальными руководителями и родителями были собраны инструменты для исполнения водной музыки – оркестра. Нам подошли баночки, тазики, лейки, трубочки, стаканчики, палочки. Все это мы оформили как уголок творчества и экспериментирования с водой и звуком. Чтобы другие ребята и взрослые могли сыграть музыку воды, совместно с ребенком мы придумали обозначения, помогающие выбрать нужный инструмент и способы игры на нем. Получились карточки - партитуры. Дальше, чтобы ответить на вопрос ребенка: «Можно ли увидеть изображение звуков воды на картинке?» мы познакомили её с компьютерной программой, которая записывает звуки в виде графика. Работая в ней, девочка самостоятельно сделала такие выводы: «В том месте, где я булькала палочкой в стакане воды, рисунок был в виде мелких волн. Там, где вода громко и с высоты выливалась из лейки в тазик, график резко поднимался вверх и был высоким и острым. Получается, что чем громче звук, тем острее и выше линия на графике».

Тема воды продолжала вдохновлять девочку, и она придумала серию сказок – бурлилок. Это небольшие истории, иллюстрируемые звуками воды с применением подручных средств (лейки, трубочки, стаканчики, ванночки и др.) (Приложение). Сказки – бурлилки - это оригинальный авторский продукт детской творческой деятельности, которые можно считать одним из положительных результатов проекта. Формирование мотивации ребенка по выбору будущей профессии также является немаловажным результатом по освоению проекта. Арина убеждена, что в будущем станет дизайнером водных скульптур. Она уже сейчас уверенно говорит: «Мои работы будут размещаться на детских игровых площадках». Свой проект Арина представила детям группы, всего детского сада и участвовала в детских конкурсах различного уровня.

Сущность практического опыта. Результативность. Подводя итоги работы, мы выделили продуктивные результаты всех участников образовательного процесса.

Результаты мониторинга по музыкальной деятельности свидетельствует об эффективности и результативности внедрения детских проектов в процесс образования и воспитания дошкольников. Так, по итогам 2018-2019 учебного года высокий уровень музыкального развития продемонстрировали 31 % детей, а в 2019-2020 учебном году 47%. На протяжении последних трех лет прирост составил 17 %. Обобщая результаты внедрения детских исследовательских проектов можно сделать выводы о наличии качественных изменений в достижении детьми целевых ориентиров ФГОС ДО.

Продукты детской проектной деятельности: сборник детских сказок – бурлилок; дневник наблюдений детей «Звуки в природе, городе, дома»; сборник детских рассказов «Мои любимые музыкальные произведения»; детская авторская система обозначения звуков воды разными символами; выставка «Барабаны своими руками».

В процессе реализации детских исследовательских проектов кабинет музыкальных руководителей пополнился следующими продуктами: электронными презентациями: «История развития барабана», «Виды барабанов», «Музыкальные фонтаны России», «Звуки моря»; коллекцией видеороликов по экспериментам и опытам со звуками; каталогом опытов со звуком (с подробной инструкцией); картотекой ритмических цепочек и партитур; приобретен электронный барабан.

Педагоги детского сада усовершенствовали знания о детской исследовательской деятельности, смотивированы на внедрение инновационных форм взаимодействия с одаренными детьми. Родители воспитанников смотивированы на активное взаимодействие с ДОУ, повышен уровень их психолого – педагогических знаний по вопросам детской одаренности.

Глубина раскрытия ведущих идей, проблемы. На сегодняшний день детские проекты актуальны и эффективны. Мы впервые использовали такую форму взаимодействия с одаренными детьми, что стало для нас настоящим открытием. Он даёт ребёнку возможность самостоятельно получать и синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В детском проекте субъектом деятельности выступает ребенок, а взрослые лишь сопровождают и направляют эту деятельность в нужное русло. Детский проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ [17].

Ориентированность работы на конкретные практические результаты. Внедряя детские проекты с музыкально одаренными детьми, мы ориентируемся на достижение конкретных практических результатов: формирование у воспитанников креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, что в будущем обеспечит им успешность профессионального, личного и карьерного роста. Через метапредметный уровень усвоения знаний (включающий освоение детьми универсальных учебных действий) планируем обеспечить овладение детьми ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Опора на психолого-педагогические теории. Проанализировав психолого – педагогические теории С.Л Рубинштейна, П. А. Рудика, Е.П. Ильина, мы согласны с их выводами о том, что любая детская деятельность будет результативна, если она инициирована самим ребенком и является для него значимой и важной. Этот постулат для нас стал ориентиром для выстраивания взаимодействия с музыкально одаренными детьми и определения их индивидуальной траектории развития.

Обоснование аргументированность авторского подхода к решению проблем. Интеграция музыки с другими областями развития личности ребенка лежит в основе проектной деятельности. Мы не ограничиваем детей рамками только музыкального искусства, а стимулируем их к овладению метапредметными связями. Например, проводя опыт по изучению звука, мы не только рассматриваем с детьми его характеристики, но и затрагиваем основные законы физики, химии и других точных наук.

Результативность педагогической деятельности и опыта. Внедряя метод проекта в индивидуальную работу с одаренными детьми, мы отмечаем рост собственной профессиональной компетентности. В течение последних трех лет мы активно транслировали опыт использования исследовательского проекта с одаренными детьми на разных уровнях: выступление на пед. совете в ДОУ; творческие отчеты; размещение материалов на сайте детского сада; участие во Всероссийском конкурсе для одаренных и талантливых детей дошкольного возраста «Первые шаги в науку» (2020 – призеры, 2021г. – призеры); публикация статьи в сборнике научно – практической конференции Красноуфимского педагогического колледжа.

Перспективность работы по данной теме мы видим в расширении тематического поля детских исследований и широком привлечении социальных партнеров (учреждений образования и культуры города). Мы планируем организовать детские конференции, где дошкольники будут представлять свои музыкально – творческие проекты детскому и взрослому сообществу на разных уровнях.

Заключение. Таким образом, созданные нами организационно – педагогические условия позволяют констатировать следующее:

- детям предоставлялся широкий выбор средств обучения (разнообразные музыкальные материалы, опыты со звуком), который давал неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром. Личностно – ориентированная модель взаимодействия помогла детям исследовать и изучать новое, а педагоги помогли сделать деятельность ребенка интересной и успешной. Ребенок стал носителем собственного опыта и игровых идей, почувствовав себя значимыми ощутив своё участие в познавательно – исследовательской музыкальной деятельности.

- Творчески – ориентированная музыкальная среда выступает как условие по сопровождению одаренных детей, позволяющее ребенку действовать, размышлять, думать, сравнивать, моделировать, решать проблемы. Она выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую функции, которая способствует развитию самостоятельности, самодеятельности ребёнка.

- Профессиональная компетентность педагога и родителей обеспечила эмоциональное благополучие воспитанников, поддержку их инициативности и индивидуальности в музыкальной деятельности; построение вариативного исследовательского развивающего сопровождения одаренных детей; взаимодействие с родителями в ходе совместного сопровождения одаренных детей посредством детского исследовательского проекта стало более тесным. активным и позитивным.



Список литературы



  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М, 1986.

  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1990.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.

  4. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М., 1987.

  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.,1995.

  7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981.

  8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. М., 1983.

  9. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. М., 1994.

  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1999.

  11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985.

  12. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. М.: Владос, 1999.

  13. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара: Изд-во Профи, ЦПО, 2003.

  14. Дошкольное образование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. М.: Изд-во АСТ, 1997.

  15. Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психическое развитее дошкольников. М., 1984.

  16. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1997.

  17. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2003.

  18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

  19. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1985.

  20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.

  21. Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1979.

  22. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

  23. Якиманская И.С. Взрослые и дети в образовательном пространстве. М., 2001.

  24. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

  25. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.


















Список приложений



Название

Приложение 1

Детские сказки - бурлилки

Приложение 2

Обозначения – символы для исполнения музыки водным оркестром

Приложение 3

Детские исследовательские проекты (в формате ПДФ)

Приложение 4

Грамоты одаренных детей, за участие в городских конкурсных мероприятий

Приложение 5

Грамоты педагогов































Приложение 1


Детские сказки – бурлилки

автор - воспитанница МА ДОУ 25 - Арина Л.


Кастрюля-варюля

В одном доме на кухне жила - была большая кастрюля (выливаем воду из кастрюли в большой таз). В ней варили кашу и суп с макаронами (помешивание воды палочкой в кастрюле). Но больше всего ей нравилось, когда в ней варили компот из ягод (бульканье воды в тазике). Они там весело кувыркались и прыгали (пошлепывание ладошками водной поверхности). Услышав приятный запах, на кухню прибегали дети (булькание воды через соломинку). Они быстро выпивали компот и благодарили кастрюлю. А она им отвечала, выпуская пар: «Пых, пых, пых!» (пошлепывание ладошками водной поверхности).  


Следы на снегу

Однажды в лесу мальчик увидел на снегу две пары звериных следов: одни маленькие (звук маленьких капель воды), другие большие (звук больших капель воды). Он решил проследить, куда они ведут? Пошел мальчик за ними, оставляя на снегу следы от своих валенок (пошлепывание ладошками по поверхности воды). Когда дошел до опушки леса, он увидел, что это мама — зайчиха с маленьким зайчонком лакомятся вкусной корой от деревьев (звук выливающихся струй воды из лейки). Мальчик развернулся и быстро побежал домой, чтобы не спугнуть лесных зверей (булькание водой, через соломинку от коктейля).


Чей звук лучше?

Как — то раз девочка устроила конкурс на лучший звук от смартфона. Она попросила их у всех членов семьи: бабуши, дедушки, папы, мамы и даже старшего брата. По очереди девочка стала включать звук на каждом гаджете. У папы он был очень громкий, резкий и отрывистый (стучание палочкой по стенке стеклянного стакана с водой). У мамы - словно переливался, издавая красивую мелодию (вращание смоченным в воде пальцем по поверхности края стеклянного бокала с водой). У бабушки - тихий и ласковый (. У дедушки — чёткий, похожий на военную песню (булькание ладошками в тазике с водой). У старшего брата смартфон издавал мелодию в стиле реп, с непонятным ритмом (звук резких, частых брызг воды). Но больше всего девочке понравился звук своего смартфона. Он был веселым, быстрым и повторял мелодию знакомой детской песенки (выливание струй воды в тазик). Она погладила его рукой и убрала в свою сумочку.


Моросейка и его друзья

Жил - был на свете маленький дождик, звали его Поливайка. Он был очень добрым и совсем не холодным. Деги подставляли ему свои ладошки, а он звонко брызгал на них, издавая хрустальные звуки. У Поливайки было много друзей. Самый маленький - Моросейка. Его звуки были быстрыми и отрывистыми.

Кап - Капыч звучал солидно и размеренно. Брызгушка была маленькая и часто - часто семенила своими дождевыми ножками. Один раз друзья отправились на День рождения к своему давнему приятелю - дядюшке Водопаду. Там было много интересного: русалки играли музыку на арфе из ручейков, золотые рыбки хвостами отстукивали на камнях, как на барабанах торжественные ритмы. А волшебница - радуга угостила всех разноцветными коктейлями. Но самой незабываемой игрой на этом празднике была передача звука по воде.

Удивительно, но каждый из друзей передавал его по - разному. Моросейка и Поливайка - быстро, стремительно и громко, а Кап - Капыч и дядюшка Водопад - медленно, низко и протяжно. Удивительно, как водные звуки передавались в воде


Приложение 2


Водные партитуры


автор - воспитанница МА ДОУ 25 - Арина Л.



Обозначения, помогающие выбрать нужный инструмент и способы игры на нем. Получились карточки, которые по - научному называются партитурами.



- движения двумя ладошками по воде в тазике или небольшой ванной;



- выливание воды из ленки сверху вниз;


- помешивание палочкой в стакане;


- выдувание воздуха через трубочку от коктейля в стакан с водой.






Приложение 4

Грамоты одаренных детей, за участие в городских конкурсных мероприятий