СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад предназначен кураторам групп СПО для профилактической работы с несовершеннолетними СОП.

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение несовершеннолетних»

Работа куратора группы с обучающимися девиантного поведения.



Здравствуйте!

«Ты можешь беседовать с тенью Шекспира,

и с собственной тенью,

ты спутаешь карты,

смешав ненароком вчера и теперь.

Но ты уже знаешь,

какие потери ведут к обретенью,

и ты понимаешь,

какая удача в иной из потерь»


Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид. По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным  и  делинквентным (буквально – преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют «группами риска». К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30 % всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях. Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм – это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества. Коррекция девиантного поведения тесно связана с проблемой социального контроля.

Важным звеном в воспитательной работе является институт кураторства. Как показывают результаты исследования, основными формами работы куратора с группой, являются: групповые беседы - 36,8%; обсуждение итогов аттестации и сессий - 20,2%; индивидуальные беседы - 10,5%.

Часто мы забываем, что во многом эффективность воспитательной деятельности в учебном заведении зависит от отношения студентов к своему куратору. Они ждут от него помощи, поддержки, интересной студенческой жизни, а не только скучных нравоучений.

Необычайно важно педагогическое мастерство куратора, его личностные, человеческие качества. Иначе говоря, деятельность куратора имеет смысл только в том случае, когда она осуществляется целенаправленно, творчески, неформально.

Среди требований к куратору называется и коммуникативная компетентность, включающая развитую литературную устную и письменную речь; владение эффективными методами и приемами межличностного общения. Кроме того, настоящий куратор должен обладать высоким уровнем профессиональной и общей культуры, включающей сформированное научное мировоззрение, устойчивую систему духовных, культурных, нравственных и других ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

Во-вторых, он должен знать основы педагогики и психологии, медико-биологические аспекты интеллектуальной деятельности, владеть современными формами, методами, средствами и технологиями обучения и воспитания, т.е. обладать педагогической компетентностью.

Можно выделить и охарактеризовать следующие модели кураторства:

Куратор-информатор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам, он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор-организатор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий: вечера, походы в театр и т.д. В свои обязанности он также включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении.

Куратор-психотерапевт очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушать их откровения, побуждать к ним, старается помочь советом. Он много времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты и почти круглые сутки занимается решением студенческих проблем.

Куратор-родитель берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы, берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям.

Куратор-приятель заинтересован в том, чем живет студенческая группа. Он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы. Он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в ряде случаев предъявлять требования.

Куратор-администратор своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требование деканата. Выполняет, в основном, контролирующую функцию, без личной заинтересованности и вовлеченности в интересы группы.

Куратор должен сочетать в себе все эти модели и только тогда он сможет своим подопечным помочь адаптироваться в студенческом коллективе, а не быть изгоем или мешать, им учиться.

Мы все знаем, с каким нравственным багажом приходит большая часть студентов в техникум. Наша реальность зачастую калечит ребят, питая их не нравственными, а безнравственными принципами. Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов групп. В столь тонком деле как воспитание вряд ли существуют готовые рецепты. Стили и формы работы куратора во многом зависят от их опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, добросовестной работе, а также при индивидуальном подходе к каждому студенту.

Куратор должен стремиться создать в группе оптимальную среду обитания, в которой каждый обучающийся смог бы найти свою «культурную нишу». Чтобы среда функционировала эффективно, жизнедеятельность в группе должна быть максимально насыщена. Только в этом случае возможно всестороннее и гармоничное развитие будущих специалистов и корректировка обучающихся девиантного поведения.

Можно выделить три основных способа предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде. Первый способ заключается в создании оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов, в формировании и активизации самоконтроля молодых людей за счет включения их в различные формы студенческого самоуправления, оптимизации воспитательной и профилактической работы в учебном заведении. Второй способ связан с совершенствованием социальных норм и санкций в учебном заведении, а в частности в группе. В качестве третьего метода предотвращения девиаций в студенческой среде должно быть повышение ответственности различных уровней администрации учебного заведения, в данном случае – работы куратора.

Основными направлениями профилактической работы являются:

- профилактика злоупотребления психоактивными веществами, табакокурение, употребление спиртных напитков, профилактика суицида;

- профилактика распространения ВИЧ-инфекции (СПИДа), ранняя беременность;

- профилактика правонарушений в студенческой среде.

Профилактика делится на три вида:

- Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

- Вторичная профилактика — это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска».

- Третичная профилактика - это лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения (предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением).

Работа куратора с обучающиися девиантного поведения или «группой риска» должна вестись планомерно, обязательно с привлечением психолога, который помогает выявить данных ребят, ставит его на контроль в группе или на общетехникумовский. Куратор составляет индивидуальный план профилактической работы на каждого студента, который включает воспитательные моменты, учитывающие его проблемы. Кроме тестирования, анкетирования, наблюдений, куратор поддерживает постоянную связь с семьями (составляют акты обследования жилищно-бытовых условий и психологической обстановки семьи), так как часто проблемы в семьях отражаются на детях. Одно из важнейших условий перевоспитания – занятие любимым делом, поэтому обязательно данным студентам надо помочь найти себя в спорте, объединениях дополнительного образования или в студенческом самоуправлении группы. Важно чтобы эти документы заполнялись не формально, а действительно помогали корректировать поведение ребят, помогали создавать условия для формирования мотивации здорового образа жизни в студенческой среде.

В процессе выявления девиаций в группе, важно соблюдать следующие принципы:

  • принцип предупреждения (выявление «группы риска» и организация профилактических мероприятий);

  • принцип системности (последовательная планомерная работа);

  • принцип взаимодействия (осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, медицинского и социального работника, психолога).

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию постоянного контроля за учебными и другими видами их деятельности.

Основой профилактической работы с данной группой студентов является индивидуальный подход.


Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом, как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.


Лес стоит –

Никому не нужен…

Храм стоит –

Никому не нужен…

Я стою –

Никому не нужен…

Что делать?

Стоять на своем!

В. Боков.



В. В. Ляшкова (соц. педагог ГБПОУ «СТОТиС») – выступление на творческой лаборатории.