СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая контрольная работа по биологии. 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Позволяет выявить уровень знаний. Использую в качестве мониторингов.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая контрольная работа по биологии. 5 класс»


Методическая разработка


«Диагностическая контрольная работа за курс 5 класса по биологии и географии для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»


В условиях реализации ФГОС ООО в опережающем режиме перед учителями-предметниками встал вопрос о необходимости оценивания реальных результатов формирования универсальных учебных действий на материале изучения предметных курсов. В основе формирования ключевых УУД лежат определенные умения и способы действия, которым должны быть обучены дети. Последовательность формирования этих умений была распределена по классам в порядке усложнения. Например:


УУД

Виды метапредметных умений

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Извлечение (поиск и отбор) и понимание информации: ответ на конкретный вопрос.

Извлечение информации из:


рисунка


диаграммы


таблицы


графика


схемы


текста


Используя последовательность формирования УУД, были разработаны комплексные диагностические контрольные работы для 5-7 классов.

При создании измерительных материалов тщательно отбиралось содержание заданий, условия проведения, характер оценки и последующие педагогические действия по преодолению выявленных пробелов.


ДКР по биологии, географии за курс 5 класса.


Для ученика.


ФИ _______________________________ класс _______ школа __________


1. Рассмотри рисунок и ответь на вопрос

- Из каких органов состоит тело мха Кукушкина льна? ___________________________________

2. Прочитай текст и обведи правильный ответ.

В 1492г на трёх небольших кораблях экспедиция Колумба вышла из Испанского города Палоса и через 3 месяца достигла берегов неизвестной суши, которую Колумб принял за Индию, но открытые им земли были вовсе не Индией, а новой частью света, позже названной Америкой.

А в 1519г экспедиция из 5 кораблей под началом португальца Фернана Магеллана обогнула юго-восточную оконечность Южной Америки и вышла океан. В 1522г экспедиция обогнула земной шар и вернулась в Испанию. Океан во время плавания был спокойным и поэтому его назвали Тихим.


- Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

а) Х. Колумба б) Ф. Магеллана б) Васко да Гамы


3. Используя карандаш и линейку, начерти план местности и свой путь на нем.

Численное значение масштаба составляет 1:100 000 (1клетка =1км)

Твоё начальное местоположение обозначено крестом. Ты вышел из дома и шел по сосновому лесу на юг 3 км, потом повернул на юго-запад и шел еще 2 км. Далее ты сел в лодку и плыл на север, до следующего берега 2,5км. Потом вышел, повернул строго на запад и шел до болота 1,5 км. Здесь вдоль болота ты прошел на северо-запад 3 км и пришел в лагерь к друзьям.



С












Х










































4. Прочитай текст и озаглавь его

___________________________________

Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапрофитные бактерии превращают их в перегной. Они своеобразные санитары планеты. Азотофиксирующие почвенные бактерии усваивают азот воздуха и выделяют азотные соединения. Которые используют растения. Кишечные бактерии помогают человеку и животным лучше переваривать и усваивать пищу. Благодаря молочнокислым бактериям человек получает такие полезные продукты как: творог, сметану, кефир и другие кисломолочные продукты, а также квашеную капусты и солёные огурцы.

Однако бактерии могут портить продукты питания, книги, картины, рыболовные сети. Бактерии паразиты вызывают инфекционные болезни.

Какова главная мысль текста?_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назови одним словом

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран – это

­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________.

Хламидомонада, хлорелла, спирогира, улотрикс, ламинария – это _______________________ .

6. Установи правильную последовательность действий при приготовлении препарата кожицы чешуи лука (запиши буквы в нужном порядке).

а) Накрой покровным стеклом кожицу.

б) Подготовь предметное стекло, тщательно протерев его салфеткой

в) Пинцетом сними кожицу с чешуи лука. Маленький кусочек чешуи положи в каплю воды и расправь кончиком иглы.

г) Пипеткой нанеси на стекло 1 -2 капли раствора йода.

Ответ-----------------------------------------------------------


7. Правильно – ли заполнена таблица? ____________

утверждение

верно

1

Кожица и пробка – это покровная ткань

+

2

Передвижение воды органических веществ в растении происходит по сосудам

_

3

Камбий обеспечивает рост стебля в толщину

+


4

Механическая ткань образована лубяными и древесными волокнами

+

5

Ситовидные трубки обеспечивают гибкость и прочность растения

+


8. Вырази своё мнение (отношение) к высказыванию «Бактерии – это вредные и опасные организмы»

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9. Прочитай диалог. Что учится делать ученик?

Учитель: Найди на карте город, в котором мы живем.

Ученик: Я нашел. Это город Санкт-Петербург. Что дальше?

Учитель: Посмотри, в каком полушарии относительно экватора он располагается. Какова широта параллели? Определи число градусов.

Ученик: Я определил.

Учитель: Теперь посмотри, в каком полушарии относительно нулевого меридиана находится наш город. Найди долготу меридиана и так же определи число градусов.

Ученик: Готово.

Учитель: Молодец. Что мы сегодня учились делать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Отметь точкой и дугой на данном отрезке, какую часть заданий контрольной работы ты выполнил (-ла)


A B


Для учителя.

Диагностическая работа по проверке сформированности метапредметных умений у учащихся 5 классов


Цель проведения: выявить уровень сформированности метапредметных умений учащихся пятых классов для понимания общих тенденций обучения ученика, класса, школы и уточнения плана коррекции для формирования универсальных учебных действий в 5 классе.

Инструкция к проведению.

Ученики самостоятельно подписывают работу (фамилия, имя полностью, класс, школа). Работу учащиеся выполняют в течение одного часа. Ученики самостоятельно читают содержание работы, определяют план её выполнения, выполняют в соответствии с планом.

Диагностическая работа составлена на разном предметном материале по биологии и географии. Рассматривается формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на уровне представлений. Все задания рассчитаны на ориентацию в способе действий. Мониторинг формирования личностных универсальных учебных действий в 5 классе не проводится.


Задание 1. Извлечение (включая поиск и отбор) и понимание информации

Биология

Рассмотри рисунок и ответь на вопрос

- Из каких органов состоит тело мха Кукушкин лён?

Верный ответ: Тело кукушкина льна состоит из стеблей и листьев

Выполнено верно – 2 балла

Если назван один из органов или оба органа и ещё ризоиды - 1 балл

Ответа нет – 0 баллов

Задание 2 .

Извлечение и понимание информации данной в неявном виде, дифференциация явной и неявной информации. Из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос по тексту

География

Прочитай текст и обведи правильный ответ.

В 1492г на трёх небольших кораблях экспедиция Колумба вышла из Испанского города Палоса и через 3 месяца достигла берегов неизвестной суши, которую Колумб принял за Индию, но открытые им земли были вовсе не Индией, а новой частью света, позже названной Америкой.

А в 1519г экспедиция из 5 кораблей под началом португальца Фернана Магеллана обогнула юго-восточную оконечность Южной Америки и вышла в океан. В 1522г экспедиция обогнула земной шар и вернулась в Испанию. Океан во время плавания был спокойным и поэтому его назвали Тихим.

- Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

А) Х. Колумба Б) Ф. Магеллана В) Васко да Гамы

Верный ответ: Б

Критерии оценивания:

Выполнено верно –2 балла

Учащийся выбрал ответ Б и А/В –1балл

Выполнено неверно –0 баллов


Задание 3. Кодирование и перекодирование информации любых видов. Предмет мониторинга: умение перевести данные из текста в схему или таблицу

География

Используя карандаш и линейку, начерти план местности и свой путь на нем. (Численное значение масштаба составляет 1:100 000 (1см=1км))

Твоё начальное местоположение обозначено крестом. Ты вышел из дома и шел по сосновому лесу на юг 3 км, потом повернул на юго-запад и шел еще 2 км. Далее ты сел в лодку и плыл на север, до следующего берега 2,5км. Потом вышел из лодки и повернул строго на запад и шел до болота 1,5 км. Здесь вдоль болота ты прошел на северо-запад 3 км и пришел в лагерь к друзьям.

5







Х




















4


3


1














2



С












Критерии оценивания:

Выполнено верно –2 балла

Есть единичные ошибки в определении сторон горизонта –1 балл

Выполнено неверно –0 баллов

Задание 4. Анализ текстов. Предмет мониторинга: умение определять тему текста (озаглавить), и выделять основную мысль

Биология

Прочитай текст и озаглавь его

___________________________________

Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапрофитные бактерии превращают их в перегной. Они своеобразные санитары планеты. Азотофиксирующие почвенные бактерии усваивают азот воздуха и выделяют азотные соединения, которые используют растения. Кишечные бактерии помогают человеку и животным лучше переваривать и усваивать пищу. Благодаря молочнокислым бактериям человек получает такие полезные продукты как: творог, сметану, кефир и другие кисломолочные продукты, а также квашеную капусты и солёные огурцы.

Однако бактерии могут портить продукты питания, книги, картины, рыболовные сети. Бактерии паразиты вызывают инфекционные болезни.

Выдели главную мысль текста____________________________________

Верный ответ: Если дано заглавие « Роль бактерий в природе и жизни человека. Главная мысль текста: бактерии приносят как пользу, так и вред или ответ дан иными словами с сохранением данного смысла.

Критерии оценивания:

Выполнено верно – 2 балла,

Если дано только верное название, или только выделена главная мысль– 1 балл

Ответа нет - 0 баллов

Задание 5. Логическая переработка полученной информации. Предмет мониторинга: умение обобщать

География.

Назови одним словом.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран – это _________________________

Верный ответ: планеты

Критерии оценивания:

Выполнено верно –2 балла

Выполнено неверно –0 баллов

Биология

Назови одним словом.

Хламидомонада, хлорелла, спирогира, улотрикс, ламинария – это ______________________

Верный ответ: водоросли

Критерии оценивания:

Выполнено верно –2 балла,

Если дан ответ - растения, то 1 балл

Если ответа нет – 0 баллов

Задание 6. Составление алгоритмов действий. Предмет мониторинга: умение самостоятельно определять последовательность указанных действий для решения какой–то учебной задачи

Биология

Установи правильную последовательность действий при приготовлении препарата кожицы чешуи лука (запиши буквы в нужном порядке).

а) накрой покровным стеклом кожицу

б) подготовь предметное стекло, тщательно протерев его салфеткой

в) пинцетом сними кожицу с чешуи лука маленький кусочек чешуи положи в каплю йода и расправь кончиком иглы.

г) пипеткой нанеси на стекло 1 -2 капли раствора йода.

Ответ-----------------------------------------------------------

Верный ответ: б, г, в, а

Критерии оценивания:

Выполнено верно –2 балла,

Если правильно 3 или 2 буквы – 1 балл

Если весь порядок не правильный, или правильно только одна буква-0 баллов

Задание 7. Оценка имеющейся информации. Предмет мониторинга: умение оценивать достоверность (правильность) информации

Биология

Правильно ли заполнена таблица? ____________

утверждение

верно

1

Кожица и пробка – это покровная ткань

+

2

Передвижение воды органических веществ в растении происходит по сосудам

_

3

Камбий обеспечивает рост стебля в толщину

+


4

Механическая ткань образована лубяными и древесными волокнами

+

Верный ответ: верно

Критерии оценивания:

Ответ правильный – 2 балла

Ответ « неверно» или ответа нет -0 баллов

Задание 8. Высказывание собственной аргументированной точки зрения. Предмет мониторинга: умение формулировать своё мнение, отношение к проблеме

Биология

Вырази своё мнение (отношение) к высказыванию «Бактерии – это вредные и опасные организмы»

Верный ответ: не согласен, т.к. бактерии могут приносить как пользу, так и вред или ответ дан иными словами с сохранением данного смысла

Критерии оценивания:

Ответ правильный – 2 балла

Если ответ без пояснения «не согласен» - 1 балл

Если ответ « согласен» - 0 баллов

Задание 9. Решение коммуникативных задач. Предмет мониторинга: понимание речевого высказывания, т.е. понимание цели собеседника или понимание учебного задания с опорой на услышанный диалог

География

Прочитай диалог. Что учиться делать ученик?

Учитель: Найди на карте город, в котором мы живем.

Ученик: Я нашел. Это город Санкт-Петербург. Что дальше?

Учитель: Посмотри, в каком полушарии относительно экватора он располагается. Какова широта параллели? Определи число градусов.

Ученик: Я определил.

Учитель: Теперь посмотри, в каком полушарии относительно нулевого меридиана находится наш город. Найди долготу меридиана и так же определи число градусов.

Ученик: Готово.

Учитель: Молодец. Что мы сегодня тренировались делать?


Верный ответ: определять географические координаты объектов

Критерии оценивания:

Выполнено верно –2 балла

Ответ неполный (определять широту/долготу/координаты)

Выполнено неверно –0 баллов

Задание 10. Самооценка. Предмет мониторинга: умение адекватно оценить себя, отмечать на отрезках части

Отметь на данном отрезке точкой и дугой ту часть контрольной работы, которую ты выполнил

А В


Критерии оценивания:

Самооценка ученика совпадает с объективной оценкой учителя – 2балла

Самооценка ученика частично совпадает с объективной оценкой учителя - 1балл

Самооценка не осуществлена – 0 баллов



Используемые ресурсы:

  1. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринов, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 3 издание, стереот. - М: Дрофа, 2014. – 140 с. ил. карт.

  2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141с.